papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. V

Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование
Общий раздел
НАУКИ О ПРЕВРАЩЕНИЯХ ВЕЩЕСТВ
АлхимияОпределение и роль киновари
...
Неисповедимым путем русское слово «Китай» произошло от названия народа киданей, впервые в истории Срединного государства принудившего его признать чужеземное господство. Не менее чудесно то, что в китайское обозначение этого народа — ци-дань входит иероглиф даньсимволизирующий оригинальное достижение китайского духа, ставшее феноменом мировой культуры, — алхимию. Соответственно своей загадочной природе последняя присутствует в семантике слова «Китай» гораздо более изощренным образом, нежели «фарфор» в английском «China» или «шелк» в латинском «Ser».

Ядовитые вещества (киноварь, мышьяк, свинец и пр.) часто входили в состав алхимических эликсиров, что нередко приводило к отравлению ими. Иногда адепт принимал эликсиры малыми дозами в течение всей жизни, что оказывало консервирующий эффект на его тело после смерти, и труп долго не разлагался, а это в глазах даосов доказывало обретение адептом состояния «бессмертного, освободившегося от трупа» (ши цзе сянь).

Период от конца эпохи Цзинь (ок. 400) до середины Тан (ок. 800) — «золотой век» китайской алхимии. Его начало ознаменовалось тем, что, как указано в «Вэй шу» («Книга [об эпохе] Вэй», гл. 114), первый император Северной Вэй, Дао-у-ди (прав. 378-409), на третьем году правления учредил должность придворного алхимика — сянь жэнь бо ши гуань («чин бессмертного человека — широкого эрудита»). Затем в столице Пинчэн (пров. Шаньси) третий император Северной Вэй, Тай-у-ди (прав. 434—452), построил алхимическую лабораторию (сянь фан — «мастерская бессмертия») для изготовления лекарств и эликсиров. Для проведения тестов (ши фу — «опробование дозы [снадобья]») в нее отправлялись осужденные за тяжкие преступления. Многие из них умерли в муках, поскольку, как объясняют авторы «Вэй шу», принимали эликсиры не по своей воле.

В IX в. императоры один за другим умирали от принятия эликсиров бессмертия, например: Сянь-цзун (прав. 806-820), Му-цзун (прав. 821-824), Цзин-цзун (прав. 825-826), У-цзун (прав. 841-846), Сюань-цзун (прав. 847-859). Сколько пострадало неизвестных алхимиков — невозможно подсчитать. Поэтому тогда стало появляться много книг с предостережениями против отравления эликсирами.

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments