papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Category:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. V

Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование

Общий раздел

Астрономия
Этапы развития и особенности
Возникновение астрономии (тянь вэнь, тянь вэнь сюэ — букв, «небесные узоры/знаки», «учение о небесных узорах/знаках», вэнь) китайская традиция относит к эпохе мифического правителя Яо (2356-2255 до н.э.), который, согласно «Шу цзину» («Канон [документальных] писаний»/«Книга истории»)гл. «Яо дянь» («Уложение Яо»), послал двух братьев Си и двух братьев Хэ (Си-хэ) в разные концы Поднебесной, где они должны были проводить наблюдения Солнца, Луны, пяти планет и звезд.

небесные узоры...

Начатая в эпоху Шан-Инь практика записей небесных явлений не прекращалась во все периоды истории традиционного Китая, образуя самый длинный почти непрерывный ряд астрономических записей, не имеющий аналогов ни в какой другой цивилизации. Подобные записи неоценимы для современных астрономических исследований, поскольку дают возможность анализировать на большом промежутке времени такие циклические явления, как затмения Солнца и появления комет.

В начале эпохи Чжоу правитель У-ван (по традиции прав. 1121—1115) приказал воздвигнуть астрономическую башню в Гаочэнчжэне, на юго-восточной окраине г. Лояна (совр. пров. Хэнань), который в древние времена рассматривался китайскими астрономами как центр мира. Это была первая из известных нам обсерваторий в Китае. Впоследствии она была названа в честь младшего брата У-вана Обсерваторией Чжоу-гуна.

Астрономы подчинялись правительственной администрации и, как правило, размещались в пределах стен императорского дворца. Не санкционированное властью занятие астрономией не поощрялось и могло рассматриваться как попытка создания каких-либо новых неортодоксальных астрономических теорий или изменения календаря с целью свержения династии. Такой подход тормозил развитие астрономии как науки, но исправно служил политическим целям.

Для китайских астрономов не казалось важным выразить астрономические представления в геометрической форме. Они считали, что вещи в едином космосе следуют невыразимому закону Пути-даокаждая согласно собственной природе (син [1])вследствие чего не являлось необходимым, чтобы причины их были геометрическими. Поэтому изучение планетарного движения в китайской математической астрономии (ли фа) было только алгебраическо-числовым. Китайская астрономия никогда не строила геометрические модели планетарных движений.
Теряя ту наглядность, какой обладает геометрия, китайская астрономия была свободна от некоторых ошибочных идей европейцев, связанных с геометризацией астрономии. Китайцы не считали, что планеты должны двигаться по кругу, поскольку последний является совершенной фигурой, не выдумывали хрустальных сфер, окружавших Землю, не были склонны к вере в неизменность небес и пр.

О прогрессе китайской планетарной астрономии эпохи Хань можно судить по возрастанию точности в вычислениях синодических периодов (точнее, периодов между гелиакическими восходами) пяти планет и сидерических периодов трех планет, приведенных в трех разновременных источниках: «Исторические записки» («Ши цзи», 92 г. до н.э.) Сыма Цяня«Книга [об эпохе] Хань» («Хань шу», ок. 82 г.) Бань Гг и «Книга [об эпохе] Поздней Хань» («Хоу Хань шу», ок. 440 г.) Фань Е (табл. 2, 3). Числовые значения периодов планет зафиксированы в династийной истории Поздней Хань с точностью, которую на Западе не удавалось достигнуть вплоть до XVI в.

Сюй Гуан-ци получил высокую должность в результате конкурса, проведенного правительством в 1629 г., чтобы определить, кто мог бы наиболее точно предсказать время солнечного затмения, которое должно было произойти в текущем году. Из трех конкурирующих школ — китайской, мусульманской и западной — последняя, представленная Сюй Гуан-ци, оказалась наиболее точной в своих расчетах, и он был сделан одним из ведущих министров империи. Астрономические инструменты, изготовленные по проекту Сюй Гуан-ци, были установлены в 1629 г. в Императорской обсерватории в Пекине.

Деление месяца на декады раньше, чем в Китае, существовало в Древних Вавилоне и Египте. В египетском календаре 36 десятидневок были связаны с 36 группами звезд или отдельными звездами, пригодными для определения времени ночью. Египтяне называли их «баранами», а греки —«деканами». Суть такого деления в том, что в течение 10 дней в конце ночи восходит один декан, в течение следующих 10 дней — другой и т.д.


В эпоху Цин китайцы изготавливали портативные солнечные часы. Чтобы добиться точной пространственной ориентации, они включали компас. Портативные часы были в основном двух типов. У первого тенеобразующим был стержень, перпендикулярный циферблату, который устанавливался в плоскости, параллельной плоскости небесного экватора, а у второго использовалась нить, натягивающаяся при открытии крышки часов. Нить располагалась под некоторым углом к циферблату, который надо было установить параллельно плоскости земли. Последний тип часов появился в Китае под влиянием иезуитов.

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments