papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Category:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. IV

Гоминьдан: история и современность

Гоминьдан в 1929—1949 гг

Во второй половине нанкинского периода в организации низовых структур административного управления, стимулируемой государством, происходит еще целая серия изменений. Одно из них состояло в распространении системы баоцзя — круговой поруки, или «коллективной безопасности», существовавшей в китайской деревне при Цинах. Все деревенские жители должны были соблюдать правила баоцзя, в которых определялись следующие пункты: название и местонахождение баоцзя; составление подворных табличек, регистрация населения; проверка и контроль за приезжающими и уезжающими лицами; меры на случай стихийных бедствий и разбоя бандитов; строительство блокгаузов и других оборонительных сооружений; охрана элементов транспортной инфраструктуры — телеграфных столбов, мостов и т.д.; распоряжение средствами; меры наказания и поощрения работников баоцзя.
Но ключевым в существовании баоцзя было то, что определялось в первом пункте правил: «В каждом дворе глава семьи выступает в качестве начальника двора
он отвечает за управление и контроль над всеми членами семьи — мужского и женского пола, сообщает [начальству] о всех перемещениях членов семьи. Осуществляется взаимное поручительство нескольких дворов, так чтобы входящие в бао дворы взаимно гарантировали друг друга [от нарушений порядка], следили друг за другом и секретно сообщали [начальству] обо всех случаях нарушения тем или иным двором закона».


Провозглашенный в 1932 г. курс на использование «30% военных, а на 70% — политических средств» (подавления коммунистов) имел в виде источника традиционалистское основание и отчасти также базировался на использовании опыта реставрации Тун-чжи, квинтэссенцией которого был известный принцип: «Когда в стране дурные чиновники, народу нечего есть, хоть каждый день убивай по тысяче разбойников, все равно делу не поможешь».

Однако главным фактором в вопросе о деревне оказался фактор не земли, а власти. Получается, что победа в борьбе за деревню смогла достаться не тому, кто смог бы наделить бедных крестьян землей, а томукто смог бы сломать старые структуры власти на низовом уровне и взамен их создать свои.

Гоминьдан тоже понимал необходимость сломать старые структуры, но так уж объективно получилось, что именно старые структуры были его союзниками в борьбе против КПК. Гоминьдан надеялся трансформировать эти структуры и элиты, которые их контролировали, методом «революции сверху». Однако такой путь, в принципе более рациональный, сталкивался с тупиком глубоко зашедшей дезинтеграции административной системы, что хорошо видно на примере налоговой сферы. Она поглощала все больше ресурсов аграрного сектора, не давая ощутимого роста средств на нужды властей и на преобразования.

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments