papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. IV

Историческая мысль. Политическая и правовая культура
История и историческое сознание
Историческая мысль в XX 一 XXI в.

Основные положения марксистской теории, восстановленные с началом реформ в практической деятельности и пропаганде, наделили КПК необходимой легитимностью для борьбы с влиянием «культурной революции», сыграв ту же общественно-политическую роль, что и для завоевания политической власти в 1940-е годы. Но предпринятая на рубеже 1980-х годов реконструкция марксизма, проходившая уже без определяющего влияния авторитетов, заложила потенциал независимого роста. На следующем этапе компартии важно было доказать, что основным источником развития является практика. Для этого необходимо было нарушить классическую схему,в соответствии с которой социализм выводился теоретически из критического анализа европейского капитализма, и приблизить его к китайской действительности. Подтвердив первичность практики успешными экономическими реформами, КПК восстановила авторитет своего политического руководства.

Поставив абсолютно новые для китайского обществоведения вопросы о взаимосвязи гуманизма и нравственности с социализмом, она высветила доктринальную неполноту марксизма, побудив обратиться к истории, западному марксизму и немарксистским концепциям социализма. Изучение истории социалистических идей помогло реконструировать логику развития марксизма, вновь обратив внимание на идеал социальной справедливости. На рубеже 80-х годов такой подход, с неизбежной критикой реального социализма, не мог рассчитывать на поддержку КПК. Натолкнувшись, по официальной версии, на отсутствие соответствующего категориального аппарата, дискуссия завершилась безрезультатно, но в ходе нее было преодолено чрезвычайно влиятельное после «культурной революции» представление о том, что ядром марксизма является гуманизм. Официальную позицию по этому вопросу высказал Ху Цяо-му: «Марксизм как мировоззрение и взгляд на историю ни в коем случае нельзя смешивать с гуманизмом, включать одно в другое или сводить одно к другому».

Не сумев совместить функции теоретического и политического руководства, компартия постаралась установить экспертный контроль за теоретическими новациями. Это было тем более актуально, что экономическая реформа привела к появлению существенно отличных от принятых представлений о социализме. В этих условиях сущность социалистического строя была сведена Чжао Цзы-яном к двум чертам: распределению по труду и общественной собственности.

Дискуссия о роли личности в истории.

Идеализация традиционно негативных персонажей истории вызвала протесты Тан Ланя, Ян Ку-аня, Лo Янь-цзю и других историков. В целом же «реабилитация» продолжалась вплоть до начала 60-х годов. Заметное место в дискуссии занимала положительная оценка исторических личностей первого объединителя Китая Цинь Ши-хуана,ханьского Гао-цзу, суйского Ян-ди и других создателей сильных централизованных государств. Образование мощного государства ставилось в заслугу и иноплеменным завоевателям, и правителям Китая —Чингисхану, Хубилаю, Кан-си.

Многие историки КНР обращают внимание на заявление Мао Цзэ-дуна, сделанное Э. Сноу в январе 1965 г., что культ личности в Китае необходим. В декабре 1970 г. Мао вновь принял Э. Сноу и «разъяснил» ему, почему на начальной фазе «культурной революции» необходим культ личности. Поскольку такая необходимость миновала, заявил Мао Цзэ-дун, культ личности можно теперь ослабить.Как сообщает Сюй Цзянь-хуа, в 1971 г. в качестве документа ЦК КПК был издан перевод статьи Э. Сноу, где говорилось, что Мао Цзэ-дун много размышлял о необходимости поклонения великой личности.
Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments