papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. IV

Историческая мысль. Политическая и правовая культура

История и историческое сознание

Историческая мысль

Историческая в XX XXI в.

Значительная продолжительность китайского феодализма представляла собой важную научную проблему, которая волновала китайских историков еще в 30-е годы XX в. После японского вторжения в Китай и появления в Японии книг, оправдывающих агрессию Японии стремлением преодолеть «застойность» китайского общества, эта тема приобрела еще и политическое значение.

Дискуссия о множественности путей исторического развития. (В. М. Майоров)

Обсуждение в основном развернулось вокруг следующих двух вопросов. Во-первых, вопрос единства и многообразия путей исторического развития.

Пан Чжо-хэн в статье «Единство и многообразие истории и сравнительное исследование истории» пишет, что единство истории в основном означает единство закономерностей, а не единство внешних форм проявления или внешних моделей. А многообразие истории есть формы проявления единых закономерностей. В то же время следует строго разграничивать единство исторических закономерностей и единство моделей, и только в этом случае можно будет хорошо понять связывающие их отношения.

Ма Синь в статье «Об учении Маркса о „четырех способах производства“ и периодизации древней истории» подверг сомнению ставшее традиционным учение о развитии пяти общественных формаций, полагая, что китайские историки неверно истолковали первоначальное значение учения Маркса о «четырех способах производства» и смешали его с концепцией советских ученых о единой линии «пяти периодов» в истории развития человеческого общества. Основная идея учения о «четырех способах производства» Маркса — это обнаружение сетевой системы и логического порядка в эволюции истории человечества. Его цель — исследование исторических истоков капиталистического способа производства, а не определение единой схемы исторического развития общества для всех стран и народов мира. В ходе обсуждения многие ученые высказались о том, что «пять способов производства» — это ставшая догмой или формулой схема; она одновременно с упрощением марксизма навязывала марксистской системе немарксистские элементы, приведя к откату, к идеалистическому пониманию истории. Несколько цивилизационных регионов мира не проходило через рабовладельческий строй — или же рабовладельческий строй не имел там господствующего положения.

Дискуссия о функциях исторической науки (В. М. Майоров)

Дин Вэй-чжи, Ли Кань, Нин Кэ и др. полагали, что общественная функция исторической науки имеет комплексный характер. Прежде всего, наука истории обладает функциями накопления и передачи культуры, развития мудрости людей; во-вторых, она обладает функцией опыта как зеркала, она способствует глубокому познанию людьми своего прошлого и настоящего, повышает сознательность преобразования общества и практическую его возможность; в-третьих, имеет функцию приобретения знаний закономерностей общества, повышая возможность комплексного урегулирования социального развития и возможность прогнозирования, — это и является самой высокой познавательной функцией исторической науки и суть ее общественной ценности. В-четвертых, она имеет функцию нравственного воспитания, полезна для уяснения истины и лжи, суждения о дурном и хорошем, развития высоких моральных устоев.

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments