papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Category:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. IV

Историческая мысль. Политическая и правовая культура

История и историческое сознание


Иероглиф ши, обозначающий ныне историю, — древнего происхождения, он встречается уже в надписях на гадательных костях эпохи Шан (XVI—XI вв. до н.э.). В своем изначальном виде он изображал чиновника, который держит в руке таблички для письма. С деятельностью этих служилых людей и связывают в Китае зарождение и становление национальной историографии. Иную этимологию имеет европейский термин «история». Он пришел из греческого языка, где первоначально означал «исследование», «рассказ, повествование о том, что узнано, исследовано».

Создатели китайской цивилизации рано поняли значение истории для жизни общества и государства. В Китае она никогда не рассматривалась лишь как источник сведений о прошлом своей страны и неизменно выступала как активный фактор исторического процесса. Уже на заре историописания первые историки — ши [9] должны были помогать правителю, воздействовать на процессыкоторые шли в обществе. Одним из важнейших аспектов их деятельности было «увещевание» правителя, они делали это, приводя соответствующие примеры из прошлого (возникший институт «увещевателей» просуществовал в императорском Китае многие века). Уже тогда появилось представление о «зеркале истории» (ши цзянь). Считается, что эта концепция восходит к Чжоу-гуну.

С этих позиций подходил к созданию «Исторических записок» отец китайской истории Сыма Цянь. Он видел в истории зеркало, вглядываясь в которое потомки будут знакомиться с опытом прошлых поколений и извлекать из него уроки. Такое понимание предназначения истории обусловило многие особенности его труда, пронизанного конфуцианской дидактикой. Так же понимал предназначение истории и другой великий ханьский историк — Бань Гу (32—82).

Современные китайские ученые выделяют четыре главные функции исторического сочинения, соответствующего требованиям цзин ши чжи юн: цзе цзянь (предостерегать от ошибок), чуй сюнь (передавать наставления), сю дэ (взращивать моральную силу дэ) и тун бянь (постигать причины перемен).

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments