papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Вернадский Владимир Иванович (1863—1945) Архив АН СССР Страницы автобиографии В. И. Вернадского

VI. Московский период 1890-1911

1893

Я сразу чувствую, что мне могут возразить, что я предрешаю вопрос, что я 1) допускаю, что наше общество (интеллигенция» ) сильна и способна привести к улучшению правительства в России и 2) что я как бы придаю основное значение в общественной жизни разумным поводам человеческой деятельности, тогда как возможно, что эти самые разумные мнения etc. являются простым следствием известной среди внешних условий экономической жизни и пр. и что течение жизни от них мало или вовсе не зависит ...

Более общее, чем эти два основания следующее по­ложение: несомненно, мы хотим и говорим о разумной рассуждающей деятельности человека. Несомненно, та­кая рассуждающая деятельность возможна лишь тогда, когда есть средства разумом вывести правильное действие человека. А это возможно лишь при условии су­ществования в среде, где он живет, - понимания идеала и постоянного сравнения этого идеала с окружающими мероприятиями. А потому, понятно, что это необходимо, даже при предположении о бессилии общества и при сознании образования мысли лишь под влиянием «экономических законов» ...

Без такого понимания невозможна деятельность правильная ни правительства, ни правильная политическая борьба какой бы то ни было группы лиц, видящих губительность и вред для государства существующей правительственной организации и деятельности. Если в обществе нет такого понимания, то первым делом этой группы лиц должно быть неуклонное стремление вызвать такое понимание.

Рассматривая существующие в России условия, мы видим, что в ней нет ни общественного мнения, ни общественного понимания. Очевидно, что в ней и не мо­жет быть правильной деятельности правительства и настоящей борьбы с ним граждан, понимающих и сознающих, какова должна быть деятельность правительства, каков идеал человека и к чему ведет то, что совершается ...

Таким основным требованием являются так называемые права человека, которые в сущности все могут быть сведены к одному­ – признанию в человеке неотъемлемым основным сознание и разум его, которые должны развиваться и усиливаться в государстве.

Когда же общественного понимания нет, немыслима и правильная деятельность правительства.

В мелочах жизни проявляется идея, которой живет масса.

Одиночные искания истины безнадежны. Мы прибли­жаемся к гилозоизму атомному.

Из "Хронологии . . .» 9 сентября 1941 г. Боровое

Вечером были Павлов, Цви­ленева. Рассказы Цвиленевой о ее процессе («процесс 50») очень глубоко интересны. Арестованные в 1875, они вернулись в нашу жизнь в Москву года 4 назад. Многие умерли из ее сверстников в тюрьме или заболели безнадежно там. Она просидела почти 2 года 8 ме­сяцев в одиночном заключении - за раздачу книжек! И потом 11 лет в Сибири! Она говорит, что в общем, сколько знает, никто из ее товарищей по процессу не изменился в худшую сторону. Прибыв в Москву в 1890-х годах, она как бы попала в какое-го болото по сравне­нию с оживлением 1874-1875 гг.

я считаю большим своим недостатком отсутствие личного честолюбия

Из письма Н Е. Вернадской 21 мая 1895 г.

1896

Вчера моя мысль перенеслась в далекое прош­лое - иногда передо мной необычайно ярко и сильно проходит какое-то сознание единства и неподвижности, если могу так выразиться, исторического процесса. В этом смысле мне всегда много дает комедия, т. к. это - вместе с сказкой - единственная форма, которая даст тебе понятие о духовной жизни человечества при самых разнообразных исторических условиях, в разных климатах и местах за последние 2000-2500 лет. И она дает чувство единства и чувство того, что исторический «прогресс» в значительной степени иллюзия, то есть что-то более общее, глубокое, которое не порождается, а постоянно всюду неизменно проходит во всем разнообразии кажущихся явлений...

Tags: Вернадский
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments