papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Вернадский Владимир Иванович (1863—1945) Архив АН СССР Страницы автобиографии В. И. Вернадского

VI. Московский период 1890-1911

Коллективной работой массы людей жизнь человече­ских общин и самого человечества получает стройный характер... Такой законообразный характер (сознатель­ной работы) народной жизни приводил многих к отри­цанию влияния личности в истории, хотя в сущности мы видим во всей истории постоянную борьбу созна­тельных (т. е. неестественных) укладов жизни против бессознательного строя мертвых законов природы, и в этом напряжении сознания вся красота исторических явлений, их оригинальное положение среди остальных природных процессов.

Силы лично­сти и влияние ее, понимание ею жизни (а тут работа над пониманием есть сама по себе общественное дело великой важности для всякой личности, не живущей на необитаемом острове) увеличиваются по мере вдумыва­ния в процессы будничной жизни...

Я очень рад, что приехал: сейчас в Комиссии, где я провалился, я явился единственным говорящим противником сокращения школ. Ввиду дефицита Комис­сия большинством 8 против 4 (в том числе я) решила из 72 школ оставить всего 39!

В Комиссии характерно: из 12 человек 3 крестьянина, они все +я подали голос за школы, 8 дворян и образованных купцов против...

(Из письма Н. Е. Вернадской 25 сентября. 1892 г. Моршанск)

Утром был Якуш­кин, говорили о декабристах, о русской истории, о «Рус­ских ведомостях». У отца Якушкина должен быть значительный материал по декабристам – ­ он нарочно служил в Сибири, чтобы видеться с ними (будучи юри­стом, поступил в межевые чины), знал очень многих из них, В [кассе], которая была у декабристов, он был главным заведующим. Родился он после ареста своего отца, деда Вячеслава Евгеньевича.

Любопытно наблюдать теперь людей оппозиционного направления, Они как-то борются, не жертвуя.

Я совсем не могу понять пантеизма, как не могу по­нять счастья и цели в слиянии с природой или того удовлетворения, какое дает осознание, что твоя погибель (а в данном случае вся жизнь в сущности сводится к умению хорошо погибнуть) полезна для общего.

Я не хочу понять пантеизма как религию еще потому, что он допускает единство мира, мировые законы и т. п. - одним словом, целое - природу - как нечто несомненное, а мне кажется, все это есть фанта­зия, есть создание человеческого сознания или духа ...

(Из письма Н. Е. Вернадской 10 июня 1893 г. Вернадовка)

... Есть один факт развития Земли - это усиление сознания, хотя я допускаю, что может быть через миллионы лет пойдет обратный процесс ...

Tags: Вернадский
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments