papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Category:

Раздел третий. Антинатуралистическая волна в науках о культуре и социологической теории

Глава пятая. Веберовская теория капитализма – ключ к универсальной исторической социологии (Ю. Н. Давыдов)

3. Социально-экономическое и культурно-историческое своеобразие «современного капитализма»

Иначе говоря, решающую роль в совершенствовании торгового дела, поставившего спекулятивный капитализм на службу промышленного, оказался не чисто коммерческий, но организационный принцип.

«Ибо, – аргументировал он свою мысль, – современный рациональный промышленный («триада», определяющая специфику западного капитализма – Ю. Д.) капитализм в такой же степени, как в исчисляемых технических производствах, нуждается в рационально разработанном праве и управлении на основе формальных правил...».

4. «Встреча» современного капитализма с архаическим и особенности их взаимоотношений

Тем более острыми будут выглядеть социальные противоречия этих двух типов капитализма, вызывавшие глухую враждебность «южан» и «северян», в конце концов вылившуюся в гражданскую войну между ними. Во всяком случае, этот источник гражданской войны в Северной Америки, который по-новому выглядит в свете веберовской типологии капитализма, вряд ли следует игнорировать.

Раздел четвертый. Реакция на социологический антинатурализм

Глава первая. М. Шелер и его путь к теоретической социологии (Ю. Н. Давыдов)

2. М. Шелер – критик М. Вебера и О. Конта. Шелеровская программа антропологически фундированной социологии знания

«Позитивизм, – писал Шелер, – впал в глубокие заблуждения насчет социологической динамики знания, так как он был ориентирован европеистски в самом узком смысле, т. е. принял за закон развития человечества в целом западно-европейскую форму движения знания на протяжении последних трех столетий – минимальный и пространственно узко ограниченный криволинейный отрезок пути духовного развития человечества».

В итоге то, что было «исторически определенным историческим и метафизическим декадансом небольшой группы человечества (в качестве негативного коррелята позитивно-научного прогресса) – декадансом буржуазного капиталистического века», – позитивизм, начиная с Конта и Спенсера и кончая Махом и Авенариусом, принял за «нормальный процесс “отмирания” религиозного и метафизического духа вообще».

Tags: Вебер, Давыдов, История теоретической социологии, Шелер
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments