papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Вернадский Владимир Иванович (1863—1945) АН СССР Архив АН СССР

Страницы автобиографии В. И. Вернадского

V. Первая заграничная командировка 1888-1890

Еще в более запутанном состоянии находится вопрос о социологии. Это или все или ничего - это такая вещь, которая понимается всеми различно и меняется с каждым работником на этом, как будто бы ясном, поле …

... совершенно неверно, что я могу посвятить мою деятельность, весь день, как хочу и интересно. Совершенно неверно - то, что я хочу, я делаю урывками, а того, что меня интересует, добиваюсь массой времени, потраченного неинтересно и утомительно ...

Во время работы при наблюдении за экспериментом, который длился иногда несколько часов, я читал. Покупал дешевые издания классиков в Одеоне. Помню, про­чел Платона сплошь (ХII томов). Плотина, которого не закончил, мне кажется, Аристофана – по-французски.

VI. Московский период 1890-1911

Понимается, что Мысль в общей жизни человечества - все, самое главное. Для жизни отдельных лиц имеют цель доброта, нежность, чувство, без этого, конечно, нельзя и не стоит жить, но для целого общества, для целой массы Мысль заменяет все. И я ясно, сильно чувствую, как это необходимо, как меня мутят, мучают, раздражают всякие стеснения Мысли ...

... Много, много мыслей роится, когда сидишь в те­нистом густом саду, когда сумерки скрывают яркость теней и как-то больше и глубже углубляют тебя в жизнь природы. А она здесь живет, и ты видишь эту жизнь в каждом листе, где роятся бесчисленные клеточки плазмы, видишь и слышишь ее в шуме, летании насекомых, движении червей, малошумном блуждании ежей и других более крупных жителей сада в сумерках. Та основа, которая определяет твою жизнь и отличает тебя от остальной природы, находится в каждом ли­сте - есть ли и там «сознание», которое для тебя de fa­cto единственно важное отличие одушевленной природы от неодушевленной? Или этого сознания там нет, совсем нет? Но тогда сознание даже в жизнеодаренной природе играет случайную роль, является случайным аксессуаром, не есть conditio sine qua non жизни. А если оно есть, то какова его форма и проявление в других существах и где граница между одушевленной и неодушевленной природой?


Жаль или не жаль потерять возможность существо­вания в природе двигателей и деятелей, более сильных чем человек, одаренных большей степенью сознания? Возможна ли без них цель жизни?

... Как нельзя удовлетвориться религиозными пред­ставлениями, которыми живут массы, так нельзя удовлетвориться и тишиной массовой жизни, ее мелкотой. Только в минуты глубокого отчаяния могли Руссо и последователи мечтать о возвращении в золотое природное состояние, мог Паскаль вполне уйти в религию. Нельзя уйти ни туда, ни сюда, пока есть Сомнение - сомнение в том, что может быть Мысль, основа личности, бессмертна, что она создатель гармонии в мировом хаосе что она сама себе господин, что она не связана неразрывно с веществом, как не связаны колебания эфира, хотя бы несомненно [они] и находятся от веществ в зависимости …

Tags: Вернадский
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments