papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Category:

История теоретической социологии отв. ред. Ю. Н. Давыдов т. 2 (2002)

Раздел второй. От марксизма к постмарксизму. От социальной науки к антисоциологиии и критике социологического разума.

Глава третья. П. И. Новгородцев как критик марксистского абсолютизма в социальной науке (В. И. Шамшурин)

Новгородцев подкреплял свои соображения так. С точки зрения науки государственного права, государство не есть только классовое господство. Это прежде всего публично-правовое регулирование частной и общественной жизни, и в этом смысле оно не может исчезнуть с исчезновением классовых различий.

В самом деле, поскольку марксизм требовал устранения анархии из хозяйственной жизни, поскольку он настаивал на планомерном обобществлении и рациональном сосредоточении всех частных и общественных сил и средств, он не мог обойтись без идеи публично-правового регулирования, а следовательно, и без государственной идеи. Так практика возвращала его с небес утопизма, из сферы анархии в область государственного управления: «Как только признается необходимость регулирования хозяйственной жизни, этим самым устанавливается и неизбежность государственной власти».

«Суровая проза борьбы с эгоизмом и с неподатливой человеческой природой долго будет отравлять мечту социализма о торжестве разума и общественности над эгоистическими помыслами и притязаниям». Воистину грозное предупреждение в виде долгосрочных социальных экспертных оценок делал Павел Иванович еще в самом начале проникновения и установления социализма как института власти.

Глава четвертая. Н. А. Бердяев: антисоциология как критика социологического разума (В. В. Сапов)

1. «Апофатическая социология» Н. А. Бердяева

«Личность, – утверждал Бердяев, – не есть часть, и не может быть частью в отношении к какому-либо целому, хотя бы и огромному целому, всему миру». В соответствии с этим постулатом универсум, государство, общество и т. п. образуют лишь «часть личности, или ее качество».

2. Российский постмарксизм в поисках социальной теории

С наивной прямолинейностью эту мысль сформулировал впоследствии И. А. Ильин: «У всех народов есть родина, но только у нас – Россия».

Tags: Давыдов, История теоретической социологии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments