papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. III

Литература. Язык и письменность

Юй Синь, Юй Цзы-шань. 513, обл. Наньян (юг совр. пров. Хэнань) — 581. Гос. деятель, ведущий поэт VI в. один из крупнейших литераторов эпохи Шести династий (Лю-чао, III-VI вв.).

Впечатляют хронологич. диапазон цикла: с сер. XIV в. до н.э. по VI в. н.э., а также многочисленность упомянутых в нем ист. персонажей: монархов древних династий, прославл. мыслителей, гос. деятелей, литераторов (Цюй Юань, Цзи Кан, Жуань Цзи, Тао Юань-мин и др.). Тексты стихотворений настолько насыщены намеками на ист. сюжеты и древние письм. памятники, что буквально каждая строка требует расшифровки и пространного комментария. Пример — первое двустишие 2-го стихотв. цикла: «Носил красную одежду, когда жил в Фуяне, / Держал удочку над рекой Вэйчуань», содержащее намек на рассказ об У-дине — царе древнего гос-ва Шан-Инь (XVI-XI вв. до н.э.). Царь нашел себе советника Фу Юэ. Он отыскал его среди преступников (они обязаны были носить одежду красного цвета), сосланных в местность Фуян, и, убедившись в мудрости и добродетелях Фу Юэ, не побоялся назначить его на пост министра.

Ода «Шан синь фу» — произведение, преисполненное скорби и отчаяния Юй Синя по своим погибшим детям: «Двое сыновей и дочь мои, / Надели платье, подобающее совершеннолетним. / Как раз в это время в Цзиньлине вспыхнул мятеж, / И все они друг за другом покинули этот мир. / У меня, связанного путами службы, /В один миг голова стала белой».

Другим же критикам он виделся поэтом-мучеником и поэтом-гражданином; их мнение лучше всего выразил великий танский поэт Ду Фу: «Всю жизнь Юй Синь не был защищен от холодных ветров. В конце жизненного пути его стихи и оды сдвинули реки и горные заставы» (пер. Т.Х. Томихай).

«Юй фу» — «Отец-рыбак». Прозопоэтич. произведение из др.-кит. свода «Чу цы» («Чуские строфы»), представляющего поэтич. традицию южн. регионов Древнего Китая — царства Чу (XI-III вв. до н.э.).

На вопрос рыбака, что довело его, чуского сановника, до столь бедственного состояния, Цюй Юань кратко излагает свою жизненную позицию: «Весь мир, все люди грязны, а чистый один лишь я. Все люди везде пьяны, а трезвый один лишь я... Вот почему я и подвергся изгнанию» (здесь и ниже пер. В.М. Алексеева). Рыбак протестует против подобной непримиримости к человеч. об-ву: «Мудрец не терпит стесненья от вещей. Нет, он умело идет вместе с миром .вперед или вслед миру меняет путь. И если все люди в мире грязны, почему ж не забраться в ту самую грязь и зачем не вздыматься с той самой волной?! А если все люди везде пьяны, почему б не дожрать барду и не выпить осадок до дна?!» «Юй фу» заканчивается песенкой старого рыбака: «Когда чиста цанланская вода-вода, / В ней я могу мыть кисти моей шапки, / Когда же грязна цанланская вода-вода, / В ней я могу и ноги свои мыть...»

Кит. лирика, особенно III—VI вв., насыщена намеками на «Юй фу» и непосредственно на песенку старого рыбака. Высказывается также гипотеза, что в этом произведении нашел отражение конфликт между представителями старой чуской дух. (жреческой) элиты и мыслителями нового поколения, к-рые и выведены в образе рыбака — даос, мудреца.

Юэфу — традиц. кит. термин; характеризуется смысловой аморфностью. По определению знаменитого теоретика лит-ры Лю Се, «юэфу — это когда звуки [голоса] звучат долго, а ладовый строй расплывчат и неопределенен».

Восходит к названию специфич. гос. ведомства Юэфу (Палата Юэфу, Музыкальная Палата, Бюро Музыки), к-рое, согласно «Хань шу» — «Книге [об эпохе] Хань» (разд. «Ли юэ чжи» — «Анналы ритуалов и музыки») Бань Гу), было учреждено (114 до н.э.) императором Хань У-ди (141-87 до н.э.). Палата Юэфу предназначалась для создания культовых песнопений в связи с проведением религ. -ритуальной реформы и введением новых вариантов офиц. обрядовых акций — обновленных сезонных жертвоприношений, жертвоприношений божествам Тай-и (Великое Единое / Великий единственный) и Хоу-ту (Владычица-Земля). Руководство Палатой Юэфу было возложено на Ли Янь-няня — евнуха-фаворита У-ди. В штат вошли десять чиновников-литераторов во главе с прославл. поэтом-одописцем Сыма Сян-жу. Они создали 19 песенных произведений (гэ [4]). Через нек-рое время на Палату Юэфу была возложена еще одна функция — сбор, систематизация и обработка нар. песен, что означало реализацию конф. поэтологич. воззрений, в к-рых поэтич. произведения, и в первую очередь образцы песенного фольклора, наделялись способностью выражать настроения и состояние нравственности населения страны (разд. «Го фэн» из антологии «Ши цзин»). По собранным песням намеревались судить об успехах и неудачах царствующего монарха.

В 6 до н.э. (при императоре Ай-ди: 6-1 до н.э.) Музыкальная Палата была реорганизована ввиду распространения «безнравственных, развращающих» нар. песен; было сохранено только отд-ние «Тай юэ» («Великая музыка»), ведающее культовыми песнопениями.

Палата Юэфу была ликвидирована в нач. VIII в., когда ее сменило (714) очередное, но совершенно иного типа «музыкальное» ведомство Цзяофан, готовившее музыкантш и певиц для придворных представлений.

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments