papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Category:

История теоретической социологии отв. ред. Ю. Н. Давыдов т. 2 (2002)

Раздел второй. От марксизма к постмарксизму. От социальной науки к антисоциологиии и критике социологического разума.

Глава вторая. Постмарксистские философско-социологические искания П. Б. Струве (Ю. Н. Давыдов)

1. От критического марксизма к постмарксистской метафизике должного

…указания на то, что «игнорирование личности в социологии (к которой Струве причисляет и марксистскую науку об обществе – Ю. Д.) или, вернее, ее устранение из социологии есть в сущности частный случай стремления к научному познанию». «Все дело в том, – одобрительно комментировал Ленин соответствующее рассуждение Струве, – что подведение «индивидуальностей» под известные общие законы давным давно завершено для мира физического, а для области социальной оно твердо установлено лишь теорией Маркса».

А вот и другой, безусловно одобрительный (в отличие от множества других), ленинский комментарий: «свой разбор теории личностей автор (П. Б. Струве. – Ю. Д.) заключает такой формулировкой: «личность для социологии есть функция среды», «личность является тут формальным понятием, содержание которой дается исследованием социальной группы». Последнее противоположение особенно хорошо подчеркивает противоположность субъективизма и материализма: содержание этого понятия (т. е. «помыслы и чувства» этой личности, ее социальные действия) a priori, т. е. подсовывали свои утопии вместо «исследования социальной группы».

Сама интеллигенция определяла себя с помощью, по крайней мере, двух «анти-»: она считала себя антигосударственной – решительно противостоящей существующей власти «как таковой» и антиклерикальной – воинственно атеистической. Так вот, П. Б. Струве и обобщил в своей «веховской» статье все эти «анти-» в понятии «отщепенство», с самого начала получившем у него негативную ценностную нагрузку.

Согласно итоговой формулировке П. В. Струве, в которую вылилась эта его идея уже после октябрьского переворота, «близоруко-ревнивое отстаивание нераздельного обладания властью со стороны монархии и узкого круга близких к ней элементов отчудило от государства широкий круг образованных людей, ослепило их ненавистью к исторической власти».

хм... слепая интеллигенция... ненавидящая историческую власть...

«Легковерие без веры, борьба без творчества, фанатизм без энтузиазма, нетерпимость без благословения – словом, тут была и есть налицо вся форма религиозности без ее содержания».

Бог для атеистической интеллигенции уже «умер». Но потребность в нем все-таки сохранилась. А потому пустующее «святое место» занял обожествленный «Народ».

Tags: Давыдов, История теоретической социологии, Струве
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments