papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Category:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. III

Литература. Язык и письменность

«Ши лунь» — «Рассуждения/Суждения историка». Лит.-теоретич. сочинение. Автор — видный ученый и литератор поел, трети V — нач. VI в. Шэнь Юэ.

Шэнь Юэ высказывает довольно оригинальную для лит.-теоретич. мысли эпохи Шести династий (Лю-чао, IIIVI вв.) идею о том, что поэтич. тв-во в принципе не требует каких-либо экстраординарных индивидуальных способностей и усилий, ибо творч. начало имманентно людям по причине их метафизич. связи с окружающим миром: «Люди изначально обладают одухотворенностью (лин [1]) Неба и Земли, в них заложена благодать пяти постоянств (у чан дэ). Твердое [т.е. мужская сила природы] и мягкое [т.е. женская сила природы] попеременно расходуются; радость и гнев, каждое по отдельности, составляют чувства (цин [2]). И вот то, что творится внутри [человека], наружу выходит в виде пения и декламации поэтических строк. <•••> Хотя от предшествовавших сяскому Юю эпох [т.е. до легендарной дин. Ся] не сохранилось образцов изящной словесности (вэнь), но и тогда [люди уже] обладали духовностью (ци [1]) и одухотворенностью {лин [1]) — иначе и быть не могло. А потому [искусство] пения, сочинения и декламации поэтических строк возникло вместе с появлением людей».

В последние неск. десятилетий в мировой синологии наблюдается заметный рост интереса к «Ши лунь». Это произведение вполне заслуженно признается одним из важнейших лит.-теоретич. сочинений эпохи Шести династий.

«Ши пинь» — «Категории стихов», др. назв.: «Ши пин» — «Критические оценки стихов». Один из наиболее значительных трактатов эпохи Шести династий (Лю-чао, IIIVI) и всей лит. критики Китая. Автор — Чжун Жун.

Поэзия есть воплощение чувств (цин [2]) человека, к-рые в свою очередь возникают под влиянием движения (колебаний) ци [1] («эфир, дыхание, жизненная сила, дух» — энергетич. субстанции мироздания. «Ци [1] приводит в движение вещи, вещи трогают человеческое [сердце]. Тогда приходят в волнение человеческая натура и чувства, обретая свою форму в танце и напеве» (пер. И.С. Лисевича).

Такая классификация поэтов отнюдь не является изобретением Чжун Жуна. Она опирается на антропологич. типологию, разработанную в древнем конфуцианстве, возможно лично Конфуцием; в ней выделено четыре типа личности сообразно природным способностям и нравств. качествам людей: шэн жэнь «совершенномудрый человек / совершенный мудрец» (шэн [1])жэнь жэнь «гуманный человек» (жэнь [2]чжи жэнь ‘мудрый человек’ и юй жэнь ‘глупый человек’. Под юй жэнь понимаются люди, обладающие заурядными способностями, а главное, не стремящиеся к самосовершенствованию и пренебрегающие нравств. ценностями.

Пример — характеристика Ли Лина (высшая категория): «Он принадлежит к тем, чьи писания исполнены скорби и упрека. Потомок знатного рода, имел он редкий талант, но судьба его была несчастлива, голос его замолк, сам он погиб. Однако, если б Лин не встретился с горем и лишениями, разве могли бы его писания достигнуть такого [совершенства]?» (пер. И.С. Лисевича).

Следующий критерий — совершенство стилистич. манеры (ти [1] (телоплоть)определяемое архитектоникой произведения (гу [6] (остов)и его словесным воплощением — цы [1] (поэтич. слог).

«Ши цзин» — «Канон поэзии», «Книга песен», «Книга песен и гимнов», «Книга/Канон стихов» (см. также в т. 1); др. назв.: «Ши» («Стихи», «Поэзия», «Песни»), «Ши сань бай» («Триста песен/стихов»). Собрание поэтич. произведений, признаваемое древнейшим кит. лит. памятником.

«Учитель сказал: „Почему никто из вас, мои юные ученики, не изучает „[Книгу] стихов“Ведь с ее помощью можно развить воображение и расширить кругозор, стать более общительным и научиться иронии. Из нее можно узнать, как вблизи служить отцуа вдали — правителю, как называются птицы и звери, травы и деревья“» (XVII, 9).

Древнейшими подлинными свидетельствами существования «Ши» являются тексты на бамбуковых планках, найденные (1993) в местности Годянь (южн. часть пров. Хубэй) и датируемые IV в. до н.э. В них фигурирует название «Ши» и воспроизводится неск. стихотв. фрагментов, в целом совпадающих с отд. произведениями «Ши цзина».

В 213 до н.э. «Ши цзин», по утверждению Сыма Цяня, был уничтожен (сожжен) вместе с остальными конф. книгами в ходе масштабных антиконф. репрессий, предпринятых императором (основатель империи Цинь) Цинь Ши-хуан(-ди) (221-210 до н.э.)«Все в Поднебесной, за исключением лиц, занимающих должности ученых [при дворе], кто осмеливается хранить у себя „Ши цзин“,„Шу цзин“ и сочинения ста школ (бай цзя), должны явиться к начальнику области или командующему войсками области, чтобы свалить [эти книги] в кучу и сжечь их. Всех, кто [после этого] осмелится толковать о „Ши цзине“ и „Шу цзине“[подвергнуть] публичной казни на площади» («Исторические записки», т. 2, гл. 5 / пер. Р.В. Вяткина и B.C. Таскина).

Нередко один тип рифмы распространяется на четыре строки (рифмовка всех 4 строк либо 1-й, 2-й и 4-й строк), что придает доп. прочность строфе. Налицо связь формального построения текста с динамикой повествования. Четко различаются три композиц. узла — начало, изложение и завершение, что также соответствует правилам композиции более поздней поэзии. Каждая строфа (особенно для произведений из трех строф) соотносится с одним из этих композиц. узлов. В последней (третьей или четвертой строфе) обычно наблюдается нек-рый поворот темы, изменение общего мотива произведения, что придает тексту доп. завершенность.

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments