papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Category:

История теоретической социологии отв. ред. Ю. Н. Давыдов т. 2 (2002)

Раздел первый. Социально-философский контекст первого кризиса теоретической социологии

Глава четвертая. Освальд Шпенглер: апофеоз кризисного сознания в европейской социальной философии и культурологии (Ю. Н. Давыдов)

3. Глубинная психология как прафеноменология культуры. «Интуирование» изначальных культурообразующих переживаний

«...Направление всего становления в его неумолимости – необратимости – воспринимается с полной внутренней достоверностью, как нечто чуждое. Что-то чуждое превращает будущее в прошедшее, и эта сторона сообщает времени, в противоположность пространству, ту полную противоречий жуткость и давящую двойственность, от которой не может вполне освободиться ни один значительный человек».

Искомое слово сказано: становление, раскрывшее себя как пра-чувство тоски и стремления, получило свое обозначение – время. Правда, по утверждению Шпенглера, это только символ, скорее затушевывающий то, что им обозначается, чем раскрывающий его суть.

А если к этому прибавить, что другой изначальный способ человеческой символизации чуждого, превращения его в пространство культуры – математику – Шпенглер также называл искусством, то эстетическое переживание придется рассматривать как едва ли не основной строительный материал космоса культуры, хотя бы в том смысле, что из него изготавливаются «скрепы» для соединения разрозненного в целое, бесформенное — в оформленное.

Tags: Давыдов, История теоретической социологии, Шпенглер
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments