papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Category:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. III

Литература. Язык и письменность

Шанхэнь вэньсюэ — «литература шрамов». Реалистич. направление в совр. кит. лит-ре, возникшее после окончания «культурной революции» и ознаменовавшее возрождение лит. процесса после десятилетия безмолвия. Фактически именно с «литературы шрамов» принято вести отсчет начала кит. «литературы нового периода» (синь шици сяошо).


Ответственность за все бедствия народа почти единодушно возлагалась представителями «литературы шрамов» на т.н. «банду четырех» во главе с женой Мао Цзэ-дуна — Цзян Цин. Большой резонанс в Китае вызвал опубликованный в сент. 1978 рассказ Ван Я-пина (1905—1983) «Шэньгуай ды шимин» («Святая миссия»), где обличаются сторонники «банды четырех», творившие произвол. Им противопоставлен честный работник органов безопасности Ван, гибнущий при попытке спасти от наемных убийц свидетельницу, к-рая своими показаниями может повлиять на судьбу др. человека.

В произведениях «литературы шрамов», как правило, не анализировались причины, к-рые привели страну к катастрофе. В них описывались страдания невинных жертв. На первых порах в захлестнувшем страну после долгих лет молчания лит. потоке преобладали произведения с изображением смертей, казней, пыток, разгулом бесчинств хунвэйбинов, царившего в стране насилия. Так, в одном из рассказов Юнь Чжао-гуана описывается, как

герою вырезают язык, засыпают горло горячей золой и забивают гвозди в череп.

Деформация человеч. личности, вызванная унижениями и публичными издевательствами, попрание человеч. достоинства, атмосфера страха и всеобщего доносительства — вот основные темы произведений «литературы шрамов»: очерк Лю Бинь-яня «Игэ жэнь хэ та ды инцзы» («Человек и его тень», 1980)повесть Лу Янь-чжоу «Тянь юнь шань чуаньци» («Сказание заоблачных гор», 1979)повесть Фэн Цзи-цая «А!» («Крик», 1979).

Повесть Цун Вэй-си (род. 1933) «Да цян ся ды хун юйлань» («Красная магнолия у стены», 1979)гл. герой к-рой несправедливо гибнет в тюрьме, породила такое количество подражаний, что кит. критика заговорила о «стенной литературе» (да цян вэньсюэ) — своего рода эквиваленте «лагерной» лит-ры.

«Ши да сюй» — «Великое предисловие к „Стихам“/ „[Канону] поэзии“»«Великое введение к „Книге песен“»сокр. от «Мао Ши да сюй» — «Великое предисловие к „Стихам“/„[Канону] поэзии“ [в версии ученых] Мао». Древнейшее лит.-теоретич. соч. Впервые этот текст был введен в корпус древней поэтич. антологии «Ши цзин» — «Канон поэзии» в редакции Чжэн Сюаня (127-200).

В первой (своего рода преамбула) на примере песни «Гуань цзюй» («Как друг друга кликали»; принятый в отечеств, синологич. лит-ре пер. — «Встреча невесты»), открывающей «Ши цзин», поясняется гл. категориальное понятие конф. поэтологич. воззрений — фэн [1] ‘ветер. «„Гуань цзюй“ есть [проявление] благой силы/ добродетелей (дэ [1]) государыни. Так зачинается [песня] фэн [1] и, ветром [распространившись по всей] Поднебесной, делает правильными [отношения между] супругами. Вот почему [песни] фэн [1] используются и сельчанами, и в удельных владениях (бан [2]), и в государствах (го [1]). Фэн [1] — это ветер, а также наставления/поучения (цзяо [1]). Ветер приводит [все сущее] в движение, наставления изменяют [все сущее для приведения его в порядок]». Фэн [1] рассматривается как воплощение назидательного и мироупорядочивающего начала, к-рое, что особо важно, есть порождение не сил природы, а добродетелей самих людей, и в первую очередь царствующих особ.

«Стих — вместилище устремлений. В сердце оно — устремление, воплощенное же в речи — стих. Чувства приходят в движение внутри нас и обретают формы в речах. Если речей недостаточно, [чтобы выразить чувство], то стонут и вздыхают, если же недостаточно речитатива и песен, то руки сами собой [выражают это чувство] в танце. Чувство изливается в звуках, звуки же образуют узор, и называется это мелодией» (здесь и далее пер. И.С. Лисевича).

На первый взгляд поэтич. тв-во связывается здесь не только с устремлениями/волей (чжи [3]|), что соответствует древней формуле ши янь чжи («стихи есть воля, выраженная в словах»), но и с эмоциями (чувствами-цин [2]) человека. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что под цин [2] имеется в виду не собственно эмоц. состояние личности, а общий соц.-психологич. настрой, к-рый зависит от успешного или неуспешного правления. «Мелодии умиротворенного века спокойны и радостны, ибо правление тогда гармонично. Мелодии мятежного века [исполнены] ропота и гнева, ибо правление тогда смутно. А мелодии гибнущего царства исполнены скорбных дум, ибо народ его страждет».

воля, выраженная в словах...

« <...> Поэтому и назвали их фэн [1] — „укор“. Когда Путь царей пришел в упадок, рухнули Долг и Установление, правление и обучение начали терпеть неудачи, каждое царство стало управляться по-своему и в каждой семье стал свой обычай, тогда возникли извращенные укоры и извращенные оды. Писцы разных царств <•••> болели [душой] о крушении человеческих взаимоотношений, скорбели о [тяжком] бремени правления и наказаний. Они изливали чувства и свой природный характер в речитативе и песнях, дабы укорить своего государя. <•••> Итак, [произведение, которое] трактует дела лишь одного царства, уходящие корнями в отдельного человека, именуется фэн [1]. [Произведение, в котором] повествуется о делах [всей] Поднебесной и воплощаются фэн [1] всех четырех стран света, именуется я [2]. Я [2] — значит „правильное“ Они [т.е. оды-я] повествуют о причинах крушения и расцвета правления царей. В правлении может быть незначительное и великое, поэтому и оды бывают либо Великими, либо Малыми. Сун — „гимны“ — это зримое воплощение прекрасной в своем изобилии Добродетели. [Гимн] сообщает о ее победах и свершениях духам предков. Таковы „Четыре Начала“ — предел достижимого в стихе».

Государи [стихами] фэн [1] исправляли подданных, подданные же предостерегали ими государей…

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments