papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Category:

История теоретической социологии отв. ред. Ю. Н. Давыдов т. 2 (2002)

Раздел первый. Социально-философский контекст первого кризиса теоретической социологии

Глава третья. В. Дильтей: иррациональность переживания и новые принципы наук о духе. Эстетизация социального знания (Ю. Н. Давыдов)

2. Жизненный смысл и проблематичность его понимания

Основным способом непосредственного постижения человеческой реальности, т. е. реальности человеческих переживаний (процессов «из-живания» жизнью самой себя), Дильтей считал понимание, которое он решительным образом противополагал естественно-научному объяснению.

Глава четвертая. Освальд Шпенглер: апофеоз кризисного сознания в европейской социальной философии и культурологии (Ю. Н. Давыдов)

3. Глубинная психология как прафеноменология культуры. «Интуирование» изначальных культурообразующих переживаний

«Вживание, наблюдение, сравнение, непосредственная внутренняя уверенность; точная чувственная фантазия – таковы... средства раскрытия таинств движущихся явлений. И таковы средства исторического исследования вообще. Других, кроме этих, не имеется».

Сам же философ, он же историк в высшем смысле этого слова, предстает в шпенглеровском изображении как философски ориентированный художественный критик в романтическом понимании. Его способ постижения не рационален, а «гениален». Он точно так же не поддается понятийной артикуляции, так же исполнен озарений, интуиций, фантазий, как творческий процесс Художника и конгениального ему Критика. Задача философа заключается в том, чтобы проникнуть в изначальный творческий акт, в котором рождается каждая культура, – в пра-переживание, определяющее миф, лежащий в его основании.

Рождение души и рождение страха – это для Шпенглера один и тот же акт. Пока душа находилась в бессознательном, вегетативном состоянии, она была тождественна своему основному жизненному устремлению: стремлению жизни к самореализации (сравните жизненный порыв А. Бергсона). А это было равносильно отсутствию души в точном смысле слова, это был такой сон души, который равнозначен ее полному отсутствию, небытию.

Tags: Давыдов, Дильтей, История теоретической социологии, Шпенглер
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments