papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Category:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. III

Литература. Язык и письменность

Чжоу Цзо-жэнь. Наст, имя Чжоу Куй-шоупсевд. Чжи-тан, Ци-мин и др. 1885, г. Шаосин пров. Чжэцзян — 1967Пекин. Публицист, эссеист, мемуарист, переводчик. Младший брат основоположника новой кит. лит-ры Лу Синя.

С конца 1920-х в высказываниях писателя на темы «литература и революция», «литература и классовая борьба» все отчетливее проступает аполитичность, отход от единомышленников и союзников «движения 4 мая», в т.ч. Лу Синя. В результате собств. раздумий и разл. влияний он пришел к след, выводам: «Литература не имеет цели. Она не приносит пользы и не может эффективно воздействовать на общество» (1938); «История тоже ничему не учит, попытки реформировать человека обречены на неудачу» (1944). И если ранее он отвергал изв. тезис «Литература должна нести Учение», считая, что этот тезис служит конфуцианству (см. т. 1)то позднее переадресовал его левой лит-ре.

«Чжуан-цзы». Один из основополагающих текстов даос, философии, названный по имени автора (полное имя Чжуан Чжоу, ок. 369 — ок. 286 до н.э.).

В «Чжуан-цзы» более тесно, чем в «Дао дэ цзине» (см. также т. 1)дао [1] сближается с «отсутствием/ небытием» (у [1]; см. Ю-у), высшей формой к-рого является «отсутствие самого отсутствия» (у у). Отсюда знаменитое положение «Чжуан-цзы» о том, что дао [1] «овеществляет вещи, но не является вещью» (у у эр фэй у), тогда как в «Дао дэ цзине» (§ 25) дао [1] обозначено, в частности, как целостная «вещь-хаос» (у хунь). Усиливается в «Чжуан-цзы» также тезис о вездесущности дао [1], пронизывающем все сущее, образующем Вселенную «пространства-времени» (юй чжоу), одухотворяющем демонов (гуй [1]) и «господа» (ди [1]). Дао [1] неопределимо. Его нельзя познать при помощи какой-либо односторонней системы взглядов. Отсюда концепция «уравнивания сущего» (ци у)отрицающая существование абсолютно самодовлеющих сущностей и рассматривающая мир как единое нечленимое целое, каждая часть к-рого не имеет самостоятельного бытия и существует только относительно др. элементов универсума.

Чжун Жун, Чжун Чжун-вэй. 467?обл. Инчуань, уезд Чаншэ (совр. уезд Чан-гэсянь пров. Хэнань) — 518? Теоретик лит-ры, автор одного из самых значительных лит.-теоретич. соч. — трактата «Ши пинь» («Категории стихов»).

Чжун Жун род. в офицерском семействе, принадлежавшем к потомств. чиновничьему клану, к-рый вел свою родословную с III в. В 1-й пол. 480-х он прошел обучение в высшем гос. образовательном заведении (Гоцзы-цзянь), особенно преуспев в изучении конф. канона «Чжоу и» («Чжоуские перемены», «[Канон/Книга] перемен [эпохи] Чжоу»; см. т. 1). Он обратил на себя внимание известного в то время политика и литератора Ван Цзяня (452-489), занимавшего один из важнейших гос. постов — виночерпий жертвенного вина (цзицзю).

«Чжу ши» — «История с мухобойкой». Сборник бицзи сунского писателя Ван Дэ-чэня.

Есть в цз. 2 фрагменты этимологич. характера: «При Цинь и Хань о себе говорили чэнь (подданный), а сын Неба к гунам и цинам обращался цзюнь (сударь). Но позже так уже не делали: был цзюнь (государь) и чэнь (его подданные)».

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments