papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Category:

История теоретической социологии отв. ред. Ю. Н. Давыдов т. 2 (2002)

Раздел первый. Социально-философский контекст первого кризиса теоретической социологии

Глава первая. Социология Вильфредо Парето (Разумен ли Homo Sapiens?) (А. Б. Гофман)

Если Дюркгейм утверждает, что наука не может и не должна разрушать объект, который она изучает, то Парето как раз стремится его разрушить.

Парето, как и Дюркгейм, считает идеалы реальной действующей силой; но в отличие от последнего он не верит ни в один из них. Для него это лишь эффективно действующие мифы, «теории» (это понятие в его истолковании часто носит саркастический оттенок), которые являются либо результатом добросовестного заблуждения, либо инструментом обмана, с помощью которых элиты осуществляют свое господство.

Характерные черты представителей правящей элиты: высокая степень самообладания; умение улавливать и использовать для своих целей слабые места других людей; способность убеждать, опираясь на человеческие эмоции; способность применять силу, когда это необходимо. Последние две способности носят взаимоисключающий характер, и управление происходит либо посредством силы, либо посредством убеждения. Если элита неспособна проявить какое-либо из этих качеств, она сходит со сцены и уступает место другой элите, способной убедить или применить силу. Отсюда тезис Парето: «История – это кладбище аристократий».

Согласно теории Парето, политические революции происходят вследствие накопления в высших слоях элементов низкого качества, обусловленного замедлением циркуляции элиты, либо другой причиной.

Понимание истинного места элиты в обществе позволило перейти от бессодержательных и туманных положений о «подлинной» демократии как о власти Самого Народа, о Самоуправлении Народа, к представлению о демократии как о специфической открытой системе формирования «циркулирующих» элит, публично конкурирующих между собой за авторитет и власть.

Глава вторая. Гаэтано Моска: утрата веры в демократические идеалы (отказ от аксиоматики «естественного права»)

Основные причины потери господствующего положения любым классом состоят, с точки зрения Моска, либо в утрате качеств, благодаря которым он пришел к власти, либо в их неадекватности новой социальной среде.

Моска ввел еще одно исходное понятие – «социальный тип».

Если национальные чувства народа недостаточно сильны, моральные и интеллектуальные силы ослаблены, а политическая организация имеет серьезные изъяны, то «такое государство может стать игрушкой мировой религии или политического мирового учения, например католицизма или социал-демократии».

Моска вполне солидарен с Летурно в том, что у дикарей и варваров интеллектуальный прогресс идет значительно быстрее прогресса в сфере морали, и добавлял, что это обстоятельство свойственно также цивилизованным народам, выходящим из периода социальной дезорганизации.

Он отвергал идеи о построении пролетарского государства, поскольку оно неизбежно переродится в крайне бюрократизированное государство.

...

Tags: Давыдов, История теоретической социологии, Моска, Парето
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments