papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. III

Литература. Язык и письменность

Чжан Ай-лин, Eileen Chang, псевд. Лян Цзин. 20.09.1921, Шанхай — 30.09.1995, Лос-Анджелес. Писатель, переводчик, исследователь кит. лит-ры, она является одним из наиб, ярких представителей шанхайского лит. Олимпа 1940-х и эмигрантской кит. лит-ры.

Ее жизнь в Китае отражена в двух реалистич. романах, в к-рых отчетливо звучит критика коммунистич. режима: «Чи ди чжи лянь» («Любовь на выжженной земле») и «Янгэ» («Песни рисовых всходов»); опубликованы в 1954 в Гонконге. Первый роман был переведен автором на англ. яз. (“Naked Earth 1956) и стал известен на Западе. Во втором описана трагедия деревенской семьи. Героиня романа Юэсян возвращается домой после трех лет, проведенных в городе, и видит повсюду страшный голод. Кадровый работник Ван Линь в связи с предстоящим нар. песенным фестивалем янгэ заставляет крестьян внести свою лепту мясом или деньгами для семей солдат. Муж героини отказывается и присоединяется к доведенным до отчаяния крестьянам, пытающимся получить зерно. Роман заканчивается смертью обоих супругов, их ребенка и сценой принудительного «веселья» на фестивале односельчан.

В кн. «Циннянь би чжи чжунго вэньсюэ» («Что должна знать молодежь о китайской литературе», 2005) Чжан Ай-лин рекомендована для обязательного чтения молодежи среди 17 представителей новой лит-ры Китая.

Чжан Се, Чжан Цзин-ян. ?, обл. Аньпин (в совр. пров. Хэбэй) — 307? Средний из трех братьев Чжан, причисляемых в традиции к ведущим представителям поэтич. течения 2-й пол. III в. Тайкан ти (Поэзия в стиле тайкан).

Это и утрата людьми нравств. ориентиров и моральных ценностей. С грустной иронией поэт говорит о том, насколько нелепо выглядит чиновник, прибывший из столицы в южн. провинц. р-ны. Местные жители с насмешкой взирают на его регалии, не испытывая к ним ни малейшего почтения. А ведь некогда здесь царили почитание и порядок: «Я так и не смог найти в Ин человека, способного петь, /А ведь прежде здесь различали „способного" и „неспособного' / <"•> / Прежние обычаи и нравы утрачены, позабыты, / Но кто может понять эту истину?!» (5-е стихотв.).

Чжан Сянь-лян. 08.12.1936Нанкин. Прозаик, поэт. Род. в потомственной чиновничьей семье.

В 1952, после ареста отца и заключения его в пекинскую тюрьму, семья переезжает в Пекин. В 1955, после смерти отца, Чжан Сянь-лян, так и не окончив школу, вместе с матерью и младшей сестрой переезжает на запад Китая, где становится преподавателем в школе для кадровых работников г. Иньчуаня.

Известность Чжан Сянь-ляну принесла судьбоносная для него поэма «Да фэн гэ» («Песнь могучего ветра», 1957), посвященная построению нового об-ва. Под натиском развернувшейся борьбы против «буржуазных правых элементов» в мае 1958 Чжан Сянь-лян на 20 с лишним лет попадает в трудовые лагеря и тюрьмы.

В начале 1990-х Чжан Сянь-лян параллельно с творч. деятельностью встал на путь предпринимательства в качестве главы Западно-Китайской киностудии. Творч. эволюция Чжан Сянь-ляна проявилась не только в разнообразии тем его произведений, но и в постоянных экспериментах в обл. худ. формы. Особое предпочтение автор отдал развитию лагерной темы. С именем Чжан Сянь-ляна связан расцвет в Китае новой эротич. лит-ры. В традициях модернизма написан его роман «Привыкая умирать».

Весьма ценным представляется вклад писателя в разработку самобытных женских образов и образа пострадавшего интеллигента.

хм... интересно, а бывают непострадавшие интеллигенты?

Чжан Хуа, Чжан Мао-сянь. 232, обл. Фаньян (в совр. пров. Хэбэй) — 300. Гос. и обществ, деятель, литератор. Один из крупнейших поэтов 2-й пол. III в. (дин. Западная Цзинь, 265-316).

После смерти У-ди он продолжал оставаться на высоких постах и в 296-м стал канцлером (сыкун). Отстаивая интересы гос-ва и династии, Чжан Хуа был вынужден вступить в конфронтацию с новой придворной группировкой, возглавляемой императрицей Цзя (Цзя-хоу — супруга императора Хуй-ди: 290-306), рвавшейся к абсолютной власти. По ложному доносу он был обвинен в измене и предан казни.

...трактат «Нюй ши чжэнь» («Наставления женщинам, [основанные на прецедентах] истории», «Наставления придворным дамам»), в к-ром содержится свод предписаний морально-этич. характера. В историографич. и комментаторской традиции этот трактат характеризуется как своеобразный памфлет, критикующий разнузданное поведение императрицы Цзя.

Напр.«Ю ле пянь» — «Песнь об охоте»: «Жизнь человека — как она мимолетна! / Как долго ему суждено пребывать в этом мире?! / Познавший истину одинаково воспринимает беды и богатство, / Свободный духом равно относится к жизни и смерти. / Слава и позор плывут через одни врата, / И как распознать, что безобразно и что прекрасно?»

«Воистину тяжек служаки-чиновника путь! / Печален ли, весел — изволь оставаться бесстрастным. / Завязки и пояс, как путы, на теле стянул, / Лавина бумаг, на которую смотришь с опаской. / Отвлечься, расслабиться — даже о том не мечтай, / От нового дня жди волнений и новых напастей».

Поэзия Чжан Хуа, несмотря на ее очевидные, казалось бы, худ. достоинства, получила весьма сдержанные отзывы у лит. критиков V-VI вв.

Иное отношение к нему сложилось в совр. науке: специально ему посвящены исследования (в т.ч. монографии.), и он в целом единодушно признается одним из ведущих литераторов периода дин. Западная Цзинь.

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments