papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

История теоретической социологии отв. ред. Ю. Н. Давыдов т. 1 (2002)

Заключение. Предвестники грядущего кризиса (Давыдов Ю. Н.)

2. А. Шопенгауэр: социально-философские мотивы кризисного сознания (метафизический пессимизм и эстетская элитарность)

В аспекте физиологическом Шопенгауэр сводит эту противоположность к избытку «мозговой деятельности – а вместе с нею и самого мозга» у людей определенного типа, способных освободиться от всевластия Воли, от служения ей и познавать бескорыстно, стремясь к одному лишь наслаждению, доставляемому чистым созерцанием чистых образов вещей, которых (в отличии от «уродов по недостатку») можно было бы назвать «уродами по избытку», так как мозг у них «ведет свою жизнь паразита в организме решительно, вполне обособленно, энергично и независимо». В аспекте, так сказать, социологическом Шопенгауэр противопоставляет людей этого типа в качестве «людей гения» – своекорыстным «людям пользы», органически неспособным к незаинтересованному познанию.

«Бесполезность – это один из характерных признаков гениального произведения, – это его дворянская грамота.»

4. Прогресс наоборот: Ф. Ницше и его философия истории нигилизма

Эстетизм Ницше нашел свое афористическое выражение в его утверждении, согласно которому мир имеет свое оправдание лишь как «эстетический феномен».

Tags: Давыдов, История теоретической социологии, Ницше, Шопенгауэр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments