papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. III

Литература. Язык и письменность

Цзяньань фэнгу (Цзяньаньская поэзия) — поэтич. течение в кит. лит-ре рубежа II—III вв. Впервые осмыслено в лит.-теоретич. сочинениях V—VI вв.


Фэн [1] ‘ветер’ и гу [6] 'кости, остов’ — термины категориального ряда. Они подробно разбираются (как часть именно словосочетания Цзяньань фэнгу) в гл. 28 знаменитого трактата «Вэнь синь дяо лун» («Дракон, изваянный в сердце письмен») Лю Се. Из теоретич. построений самого Лю Се и их последующих (в традиц. кит. филологии и в совр. науч. лит-ре) интерпретаций следует, что гу [6] передает понятие, близкое к европ. «архитектоника», т.е. определяет принципы построения лит. произведения, исходя из органич. единства всех его композиц. элементов. Термин фэн [1] в отличие от конф. поэтологич. воззрений, где он служил образным обозначением состояния нравственности населения страны (разд. «Го фэн» «Ши цзина» — «Канона поэзии»), используется в натурфилос. смысле. Посредством этого термина обозначается своего рода «космический импульс» («вселенский ветер»), порождаемый колебаниями мировой субстанции (ци [1]). А для человеч. существа (перенесение по принципу гомоморфизма) так определяется вся совокупность его внутр. деятельности — мыслей (и [3]) и эмоций (цин [2]). Т.о., постулируется тезис, что поэзия есть порождение и выражение психоэмоц. состояния человека и его персонального мировосприятия. Качественная характеристика Цзяньань фэнгу кратко сформулирована и в эссе «Ши лунь» («Рассуждения историка») Шэнь Юэ: «Отныне чувства стали основой изящной словесности, а словесный узор — телесной субстанцией чувств».

словесный узор стал телесной субстанцией чувств... узор, не слова...

Цзян Янь, Цзян Вэнь-тун. 444г. Каочэн обл. Цзиян (в совр. уезде Ланькао-сянь пров. Хэнань) — 505. Гос. деятель, один из ведущих поэтов своего времени.

Он умер от болезни в 62 года. Степень обществ, авторитета Цзян Яня при дин. Лян характеризуется след, фактом: император лично носил по нему траур, пожаловал на его похороны 30 тыс. монет плюс 50 штук полотна и издал спец. указ, по к-рому Цзян Янь провозглашался крупнейшим литератором дин. Лян.

С таких же позиций отвергаются даос, идеалы отшельничества и бессмертия, ибо обретение вечной жизни тоже разлучает людей и обрекает на одиночество и страдания одного из супругов: «А еще поговорим о мудреце с горы Хуа-инь, /О том, кто в горы вернулся, ведая, как стать бессмертным. /<•••>/ Что для него расстояние в тысячу ли?! / Ничтожная малость — расстаться на тысячу лет! / Но для той, что осталась в миру, такая разлука вдвойне тяжелей, / Можно только сочувствовать ей, / Хранящей в сердце любовь!»

«Цинь фу» («Ода [о] цитре», «Ода [о] лютне») — одно из важнейших теоретич. соч. в истории кит. музыковедения и эстетич. мысли. Автор — прославленный мыслитель и литератор III в. Цзи Кан.

...
Цинь [3] — древнейший кит. щипковый струнный инструмент (сходен с цитрой); овеян легендами, наделялся космологич. семантикой. Изобретение приписывалось легендарному правителю Фу-си. Считалось, что цинь [3] передает устройство мира: круглая (форма Неба) резонаторная доска и квадратная, точнее прямоугольная (форма Земли) нижняя дека. Космологич. символика распространялась на число и особенности плетения шелковых струн — 5 или 7
каждая из к-рых сплетена из определенного количества нитей: первая из 108вторая — из 99 и т.д. (все числа кратны 9). Инструмент обладал мягкостью звучания, широким диапазоном и точностью настройки. Уже в древности он широко использовался для сольного исполнения и уединенного музицирования. Цинь [3] чрезвычайно высоко ценился в кругах интеллектуальной элиты. По преданию, великолепным мастером игры на нем был сам Конфуций, к-рый всегда носил его с собой и нередко играл на нем перед учениками, объясняя им истинный смысл каждой мелодии. Конфуцию приписывается целая серия пьес для циня [3].

А в I—II вв. он был объявлен самими конф. идеологами инструментом, несовместимым с качествами «совершенного/благородного мужа» (цзюнь цзы)ибо издаваемые им звуки суть «развратные мелодии». Поэтому само по себе обращение Цзи Кана именно к этому муз. инструменту означало его вступление в резкую полемику с конф. воззрениями на худ. тв-во.

Цюй Ю, Цюй Цзун-цзи. 1341г. Цяньтан (на месте совр. г. Ханчжоу пров. Чжэцзян) — 1427. Поэт, прозаик, автор сб. новелл «Цзяньдэн синьхуа» («Новые рассказы у светильника»).

Цюй Ю оставил довольно большое лит. наследие — комментарии к классикам, стихи, трактат «Гуй тянь шихуа» («Рассуждение о поэзии Возвратившегося к полям») и руководство по кит. облавным шашкам. Его сб. новелл был составлен до 1378 (этим годом помечено авторское предисловие), а издан в 1397. Позднее книга Цюй Ю не раз запрещалась. Сборник был чрезвычайно популярен в Японии, Вьетнаме и Корее.

шашкам...

Цюй Юань, Цюй Пин. 340 до н.э.?, местность Цзыгуй (совр. уезд Цзыгуй пров. Хубэй) — 278 до н.э. Первый исторически достоверный поэт Древнего Китая. Принадлежал к одному из знатных родов царства Чу. Занимал при князе Хуай-ване (правил 328—299 до н.э.) высокий пост советника — цзоту.

Бурные трагич. ист.-политич. события 2-й пол. XIX — нач. XX в. взбудоражили кит. об-во. Перед представителями интеллигенции как никогда остро встал вопрос отношения к древности. Одни из них видели в старых культурных традициях и идеалах воплощение нац. духовности, другие — обветшалые стереотипы, служащие оплотом имперской ортодоксии и препятствующие дух. развитию страны. Образ Цюй Юаня, почитаемого одной из величайших личностей древности, оказался в центре полемики по поводу истинной ценности «наследия прошлого». Выступления против древности достигли апогея в 1920-х. Видный политич. деятель и ученый-филолог того времени Ху Ши) опубликовал (1922) ст. «Ду „Чу цы“» («Читая Чуские строфы»), где
доказывал, что Цюй Юань — абсолютно мифич. фигура, что легенды о нем — плод измышлений ханьских историков и комментаторов, а приписываемые ему произведения — частично анонимные тексты, частично творения прославл. поэтов 1-й пол. эпохи Хань, в частности Сыма Сян-жу.

Кит. науч. общественность раскололась на два лагеря.

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments