papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Category:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. III

Литература. Язык и письменность

Цзи Цзюнь-сян. Годы рождения и смерти неизвестны. Драматург эпохи Юань (1279—1368), предполагаемый автор трагедии «Сирота Чжао»

, первой кит. пьесы, ставшей известной в Европе. Действие трагедии развертывается в древнем царстве Цзинь, где полководец Ту Ань-гу, имея виды на престол, решает истребить весь род своего недруга, честного сановника Чжао Дуня. Однако преданным друзьям последнего удается, жертвуя собой и своими близкими, спасти только что родившегося внука Чжао. Введенный в заблуждение Ту делает его своим приемным сыном. Когда сирота подрастает, ему сообщают правду о его происхождении и он добивается казни злодея. В XVIII в. миссионер Премарэ сделал сокращенный франц. перевод трагедии, к-рый Вольтер использовал для создания своей пьесы «Китайский сирота» («Orphelin de la Chine»), приобретшей широкую известность.

Цзо Сы, Цзо Тай-чун. 252?, местность Циго (в совр. пров. Шаньдун) — 305? Чиновник, один из ведущих представителей поэтич. течения Тайкан ти (Поэзия в стиле тайкан) и всего словесного тв-ва 2-й пол. III в. (период дин. Западная Цзинь, 265-316).

«Я обитель себе обрел у подножья восточных гор, / Где орехи, на землю упав, прорастают опять кустами. / До краев здесь колодец полн родниковой холодной водой, / Что сердца и души людей превращает в кристальный камень. /<•••> / Не приносят душевный покой ни богатство, ни важный чин, / Повинуясь велениям дня, то согнемся, то плечи расправим. / Водрузив головной убор, попадаешь к заботам в полон, / Распустив по плечам власы, грязь и пыль от себя отставишь» (2-е стихотв. цикла «Призывание скрывшегося от мира»).

Рассказывается о двух маленьких девочках — дочерях поэта. С нескрываемой гордостью и трепетной отцовской любовью Цзо Сы рисует портреты очаровательных девчушек, наблюдая за их незатейливыми играми и маленькими причудами. Он искренне возмущается строгостью их воспитания и суровым обращением с ними взрослых: «Стыдно заставлять их вести себя по-взрослому. / Как услышат, что их накажут, / Утирают слезы и обе поворачиваются к стенке».
...
Рассказывается, что эти оды произвели подлинный фурор среди столичных интеллектуалов. Появилось столько желающих иметь у себя их текст, что в столице в неск. раз поднялись цены на бумагу. Четвертая ода — «Бай фа фу» («Ода [о] белых волосах») — это размышления о сущности бытия.

Он единодушно признается одним из ведущих поэтов не только периода Си Цзинь, но и всей эпохи Лю-чао (IIIVI вв.).

Цзягувэнь, цзявэнь (сокр. от гуйцзя шоугу вэньцзы 'письмена на черепашьих панцирях и костях животных). Науч. понятие, означающее тексты, созданные в процессе гадания. Письм. знаки (иероглифы) наносились на кости (чаще всего лопаточные) домашних (буйвол, свинья) и диких (олень) животных или (крайне редко) человека, а также на черепашьи панцири. Практика гадания по трещинам (пиромантия) возникла, согласно новейшим археологии, данным, в культуре неолитич. Китая. Оба варианта гадания — по трещинам на панцире черепахи (пластромантия, восходит к VII тыс. до н.э.) и по костной поверхности (скапуломантия, V тыс. до н.э.) — имели место в предшествовавших древнему гос-ву Шан-Инь общностях (Луншань, III тыс. до н.э.; Эрлитоу, XX—XVII вв. до н.э.) и в 1-й половине его существования (1600-1300 до н.э.) Они стали важнейшей офиц. ритуальной акцией, сопровождавшейся письм. текстами, в сер. XIII в. до н.э., при 21-м царе-ване [1] дин. Шан-Инь — У-дине (1250-1192 до н.э.). В таком виде процедура гадания исполнялась до начала эпохи Чжоу (XI в. до н.э.).

Цзягувэнь — первые по времени обнаружения иньские артефакты. Известно, что их находили в течение неск. последних столетий (XVII—XIX вв.) на месте расположения столицы Шан-Инь (окрестности совр. Аньяна, север пров. Хэнань). Местные жители считали их «костями дракона» (лунгу), обладавшими особыми целительными свойствами. Медики и фармацевты покупали их для приготовления снадобий. Первым в «костях драконов» опознал письменные тексты изв. ученый-филолог и собиратель древностей Ван И-жун (1845-1900); в 1899 к нему случайно попало неск. таких образцов.

...
Известно ок. 155 тыс. экз. цзягувэнь; преимущественно это костные фрагменты
с неск. знаками. Цельные образцы насчитывают до 200 знаков.

Примерно 96% общего числа цзягувэнь обнаружено в ходе археологии, работ 1928-1937, включая важную находку — спец. хранилище («царский архив»). Еще два «архива» были открыты в 1976—1977 и 1977—1979 (соответственно 5335 костей и черепашьих панцирей и 296 надписей, относящихся к началу эпохи Чжоу).

Исследование цзягувэнь составляет отд. направление в мировой синологии, насчитывавшее к кон. XX в. примерно 300 специалистов: ок. 150 ученых из КНР, 50 — из Японии, 20 — из Кореи, остальные из США и стран Западной Европы.

Цзягувэнь демонстрируют развитую письм. систему с определ. грамматич. нормами и стилистич. правилами. Ее лексич. фонд — 4 тыс. знаков (в др.-кит. словаре I в. «Шо вэнь цзе цзы» — «Толкование знаков») зафиксировано 10 тыс. иероглифов). Полностью расшифрованы (значения и фонетич. нормы) 1,2-1,5 тыс. знаков. Значения еще 2 тыс. продолжают оставаться предметом дискуссий.

Исходная природа худ. образа позволила иероглифике обрести собств. эстетич. потенциал (искусство каллиграфии) и оказать морфологич. воздействие на др. виды кит. тв-ва, и прежде всего на живопись.

Цзян Цзы-лун. 1941пров. Хэбэй. В 1958 окончил начальную ступень средней школы и поступил на Тяньцзиньский завод тяжелого машиностроения, через 2 года был призван в армию. В 1965 вернулся на завод, где занимал должность зам. секретаря цеховой парторганизации, зам. начальника цеха и др.

1975 написал рассказ, основанный на реальных событиях, озаглавленный «Цзидянь цзюйчжан ды и тянь» («Один день из жизни начальника энергетического управления»), за к-рый в 1976 г. был подвергнут критике.

...

После «Директора Цяо» Цзян Цзы-лун опубликовал «Игэ гунчан мишуды жицзи» («Дневник секретаря заводоуправления»), а затем повесть «Чи чэн хуан люй цин лань цзы» («Все цвета радуги»), отмеченную лит. премией.

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments