papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Category:

История теоретической социологии отв. ред. Ю. Н. Давыдов т. 1 (2002)

Раздел III Становление региональных социологий

Глава третья. Становление американской социологии; социальные обследования в США конца XIX в. (Кравченко А. И.)

1. Возникновение социологии в США

Программа его (А. Смолл) курса, позднее ставшая отправной при его деканстве в Чикагском университете, состояла из трех частей: описательной социологии – изучения общества в его прошлом и настоящем, как оно есть; статической социологии – изучения мира, каким он должен быть; и динамической социологии – методов, при помощи которых можно улучшить общество [3, 32].

До первой мировой войны в большинстве американских университетов и колледжей уже преподавали социологию.

Когда в 1909 г. в журнале «The Nation» вышла статья Г. Форда «Претензии социологии», где социологов за их приверженность реформам он назвал «революционерами», Ч. Эллвуд гневно ответил: «Мало кто из известных социологов одобряет революционные идеи... Свободная любовь, пробный брак, развод по взаимному согласию, контрактная теория общества и другие анархические идеи очень далеки от тех, которые разделяют большинство социологов. Пожалуй, социологи, больше чем другие ученые, боролись с этими идеями».

анархические идеи...

2. Социологи-священники: от пророчества к проекту

В середине 50-х годов XX в. социологию преподавали в полутора тысячах католических школ, колледжей и университетов.

Сен-Симон воображал себя не кем иным как перевоплотившимся Сократом. Конт предпочитал связывать свой образ с именем св. Павла.

Конта почитали в Латинской Америке. В Бразилии его считали официальным философом, а на национальном гербе красовался девиз позитивистской Церкви Конта – «Порядок и Прогресс».

3. Л. Уорд: от «генезиса» к «телезису»

Он писал: «Предмет социологии – человеческие достижения. Они подразумевают не то, чем человек является, а то, что он делает. Достижение – это не структура, а функция.

6. А. Смолл и социология интересов

Интересы не могут возникнуть вне общества, поэтому они – продукт его деятельности. Интересы управляют поведением людей, поэтому для того чтобы контролировать самих людей, необходимо изучать их интересы. Вокруг них, как вокруг костного скелета, формируется социальная структура общества. Изменение интересов, их перегруппировка ведут к изменению социальной структуры. Столкновение (конфликты) и усвоение (аккомодация) интересов составляют содержание того, что называется динамикой социальной системы.

Раздел IV

Становление русской социологии

Глава первая. В. С. Соловьев как критик Конта

В своей ранней работе «Огюст Конт о трех фазисах в умственном развитии человечества», посвященной «предполагаемому закону» «трех фазисов» (или «состояний», или «стадий») «в умственном развитии человечества», В. С. Соловьев писал, что он, этот закон, «составляет главное, если не единственное, основание всей системы Контова позитивизма, которая на нем стоит и с ним же падает» [1, 145].

«Такое объяснение религии, пишет Соловьев, – отличается несомненной простотой и ясностью и имеет лишь тот недостаток, что весьма мало относится к действительной религии. И, во первых, когда утверждается, что религия произошла как некоторая теория или гипотеза для объяснения явлений, то в этом заключается нелепое предположение, что в те первобытные времена, к которым должно быть относимо происхождение религиозных представлений, человек был таким же абстрактным теоретиком, каковы современные ученые» [1, 151].

Tags: Давыдов, История теоретической социологии, Соловьев
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments