papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Category:

История теоретической социологии отв. ред. Ю. Н. Давыдов т. 1 (2002)

Раздел II

Важнейшие теоретико-методологические устремления и размежевание в послеконтовской социологии XIX в. (Гофман А. Б.)

Глава третья. Формы социологического редукционизма

1. Социальный дарвинизм

В своей работе «Расовая борьба» (1883) он (Гумплович) определял эноцентризм как «мотивы, исходя из которых каждый народ верит, что занимает самое высокое место не только среди современных народов и наций, но и в сравнении со всеми народами исторического прошлого».

...

2. Расово-антропологическая школа

Гобино характеризовал свой подход к истории как «моральную геологию», но в действительности сциентически-позитивистская декларация скрывала ее романтико-мифологическое истолкование.

Один из многочисленных «законов» Лапужа - «закон эпох» – гласит: «С доисторических времен цефалический указатель имеет тенденцию к постоянному и повсеместному росту».

3. Социология как социальная психология: Г. Тард
...

Наиболее фундаментальное, распространенное и элементарное отношение, составляющее основу социальности, составляет, с его точки зрения, подражание: «Общество – это подражание, а подражание – род гипнотизма...» [14, 89].

Согласно Тарду, социальное развитие происходит таким образом, что подражание в форме обычая периодически сменяется подражанием в форме моды. Если при господстве обычая имеет место подражание «своему и древнему», то при господстве моды – «новому и чужому». При этом в последнем случае степень влияния собственных обычаев бывает гораздо большей, чем сами субъекты подражания себе представляют.

Публика – это среда, в которой происходит формирование общественного мнения. Значительную роль в становлении публики Тард отводил средствам связи и массовой коммуникации, особенно газетам.

Раздел III Становление региональных социологий

Глава первая. Становление французской социологической школы Э. Дюркгейм (Гофман А. Б.)

3. «Социологизм» – философская основа социологии Дюркгейма

Основной принцип его методологии выражен в знаменитой формуле: «Социальные факты нужно рассматривать как вещи».

Открытие психической реальности дало толчок к поискам собственно социальной реальности и, таким образом, сыграло роль научно-методологического прецедента.

Важное значение для развития социологического знания имело понятие аномии, которым Дюркгейм обозначает состояние ценностно-нормативного вакуума, характерного для переходных и кризисных периодов и состояний в развитии общества, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не установились.*

* Эта проблема до конца жизни волновала Дюркгейма не только как ученого, но и как гражданина. «Прежние боги стареют или умирают, а новые не родились», – с тревогой писал он в 1912 г.

Глава вторая. Ф. Тённис как основоположник немецкой социологии (Филиппов А. Ф.)

В результате взаимодействия возникает нечто такое, что обладает значимостью для участвующих в нем. Люди действуют сообразно этой значимости. Социология, следовательно, изучает «значимые вещи», «моральные факты».

Социологический смысл этого различения подходов состоит в том, мыслятся ли взаимоотношения людей как живая связь или как механический артефакт.

...

Tags: Давыдов, История теоретической социологии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments