papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Category:

История теоретической социологии отв. ред. Ю. Н. Давыдов т. 1 (2002)

Раздел II

Важнейшие теоретико-методологические устремления и размежевание в послеконтовской социологии XIX в.

Глава первая. Программа социологии Дж. С. Милля (Ковалев А. Д.)

3. Психологизм и зачатки социологического эволюционизма

В связи с этим возникает вопрос, прогрессирует ли человек и общество? Как уже ясно из предыдущего изложения, Милль убежден, что идея прогресса содержится во всяком научном представлении об общественных явлениях и, более того, он надеется на открытие законов прогресса и их великую практическую полезность.

Глава вторая. Эволюционная социология Г. Спенсера: первый опыт системного подхода (Ковалев А. Д.)

3. Социальная фаза эволюции

Главными предметами изучения в социологии «должны быть рост, развитие, строение и отправление общественного агрегата, как они порождены взаимными действиями отдельных личностей, природа которых отчасти похожа на природу людей вообще, отчасти – на природу родственных племен и отчасти совершенно исключительна» [9, 50]

«С прогрессом интеграции и разнородности растет связность»

«Эволюция не предполагает непременно находящегося повсюду в действии скрытого стремления к совершенствованию. Мы не видим однообразного восхождения от низшей к высшей форме; наблюдаются лишь отдельные случаи возникновения форм, которые, в силу их большей приспособленности к более сложным условиям, оказываются способными к более продолжительной и разнородной жизни» [5. Т. 1, 706]

5. Эволюционизм, органицизм и функционализм; три рабочих понятия общества у Г. Спенсера

Но тогда возникала коренная трудность — объяснить, как могли группы людей, очень по-разному воспринимающих и оценивающих полезность для себя одного и того же действия, регулярно воспроизводить определенные социальные институты, не понимая принципов их работы, не зная ни своей истории, ни теории эволюции, при том, что приспособительные и функциональные качества этих институтов удивляли самого теоретика-эволюциониста.

Если законы естественного отбора применимы и к социальному поведению, то «полезные» обычаи должны бы выживать подобно «полезным» физиологическим характеристикам.

Сразу возникало затруднение, на которое указал Дарвин (вместе с большинством «ламаркистов» в вопросах происхождения социальных обычаев) в своем «Происхождении человека...» (1871), что «бессмысленные обычаи», привычки и суеверия тоже ведь передаются от поколения к поколению, и как тогда объяснить их выживание?

Tags: Давыдов, История теоретической социологии, Ковалев, Спенсер
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments