papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Category:

Поль Анри Гольбах (1723—1789). Естественная политика, или беседы об истинных принципах управления

(1773)

Падет невольно
сила без разума...

Гораций

ТОМ ВТОРОЙ

Беседа девятая
О РАСПАДЕ ГОСУДАРСТВ

§ V. Причины распада ограниченных монархий

Нет ничего более иллюзорного, чем свобода, которую могут безнаказанно нарушить и уничтожить сами ее защитники. Нет ничего менее долговечного, чем свобода, защиту которой избиратели без разбора доверяют гражданам, купившим за деньги голоса своих избирателей.

У торговой нации стремление к наживе обращает все внимание подданных на торговлю; такая нация будет пренебрегать и гнушаться развитием сельского хозяйства; она будет направлять все силы лишь на удовлетворение своей жадности и своей страсти к богатству, груз которого рано или поздно неизбежно доведет ее до изнеможения, особенно после того, как роскошь совсем заглушит в ней чувства патриотизма и добродетели, необходимые для поддержания государства.

При конституционной монархии, как и при демократии, фанатики, самозванцы и политические шарлатаны могут поднять тревогу среди простого народа, возбудить его ярость, внушить ему подозрения по отношению к самым справедливым, необходимым и мудрым действиям и начинаниям правительства.

§ VI. Причины гибели демократии


Каждый легко поймет, какие трудности и неудобства связаны с народной формой правления, которая, по-видимому, должна из-за безрассудства народа рассматриваться как наихудшая из всех.

Народ, как и отдельный человек, становится дерзким и злонамеренным, когда он, не обладая ни знаниями, ни добродетелями, пользуется властью.

...и под предлогом заботы об общественном благе безумцы разрывают родину на части, утверждая, будто это необходимо ради ее спасения.

Так возникают гражданские войны, самые ужасные из всех войн, опустошающих землю.

§ IX. О роскоши


Роскошь—это положение, возникающее в обществе, для которого стремление к обогащению
превратилось в основную страсть. Как только деньги становятся единственным предметом желаний большинства членов общества, для них уже не может существовать более могущественной движущей силы, чем жажда стяжательства.

...никто не рад тому, что имеет; все завидуют тому, чем обладают другие; никто не может быть действительно счастлив, потому что каждый хочет казаться счастливым. Самые существенные блага приносятся в жертву показной видимости; забота о развлечениях становится самым важным из занятий.

Отсюда столько легкомысленных трат, дорогостоящих удовольствий, причудливых вкусов, скоропреходящих мод, которые, как мы видим, то появляются, то исчезают в странах, где водворилась роскошь. Все здесь принуждено беспрестанно менять свой вид, терять свои естественные свойства, приобретать извращенную, неестественную форму, чтобы нравиться людям, похожим на избалованных детей, каждую минуту требующих новых забав и считающих себя несчастными, будучи лишены игрушек, находящихся в руках у других.

Какие общественные добродетели можно обнаружить у существ, которые совершенно не
заинтересованы в том, чтобы служить родине, которые безразличны ко всему, кроме удовольствий, и которым все, что отвлекает их от этих удовольствий, представляется непереносимой пыткой? Как внушить благородство, величие души и отвагу изнеженным и расслабленным людям, которые никогда не сочтут, что их труды оплачены в достаточной мере?

Роскошь гораздо быстрее, чем разум, освобождает человека от предрассудков.

Tags: Гольбах
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments