papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Category:

История теоретической социологии отв. ред. Ю. Н. Давыдов т. 1 (2002)

Раздел I. Сен-Симон, Конт и Маркс: рождение науки об обществе из духа социальной утопии

Глава третья. Учение О. Конта о социальной статике и социальной динамике: теоретическая социология как род социальной философии

Глава пятая. Антиномии деятельно-трудового истолкования социальности

1. Проблема отчуждения в «Немецкой идеологии» К. Маркса и Ф. Энгельса: критика фейербахианства

«Но труд – подчеркивает Маркс после того, как он описал процесс его превращения в товар в условиях капитализм, – это собственная жизнедеятельность рабочего, проявление его собственной жизни. И эту-то жизнедеятельность он продает другому, чтобы обеспечить себе необходимые средства к жизни. Значит, его жизнедеятельность есть для него только средство, дающее возможность существовать. Он работает для того, чтобы жить. Он даже не считает труд частью своей жизни; напротив, трудиться для него значит жертвовать своей жизнью» [5, 432].

«Наука, заставляющая неодушевленные члены системы машин посредством ее конструкции действовать как автомат, не существует в сознании рабочего, а посредством машин воздействует на него как чуждая ему сила, как сила самой машины».

В процессе капиталистического производства возник, согласно Марксу, «универсальный» человек, чьи физические силы, помноженные на силы промышленности возросли до размеров универсальных сил природы, чьи интеллектуальные силы, помноженные на силы науки, возросли до размеров «всеобщего интеллекта». По Марксу, создание такого человека — историческая заслуга капитализма.

Общая тенденция изменения содержания понятия «отчуждение» в ходе идейно-теоретической эволюции Маркса свидетельствует о том, что в качестве альтернативы отчужденному состоянию человека все чаще выдвигаются такие формы деятельности и реалии человеческого бытия, которые наиболее точно обозначаются с помощью термина «культура».

Это та причина, по которой мы должны акцентировать специфичность понятия культуры, насильственно втискиваемому неомарксистами в прокрустово ложе «капиталистического отчуждения».

Глава шестая. Социологическое содержание категории Gemeinwesen в работах К. Маркса: к проблеме прафеномена социальности в марксизме

1. Gemeinwesen в контексте отправных понятий социальной теории К. Маркса

Если в общефилософском плане под сущностью понимается то, благодаря чему некоторое бытие только и является самим собой, – и в этом смысле данная категория предстает в качестве отношения этого бытия к условиям возможности своего «существования», – то в антропологическом плане «сущность» есть отношение человеческого индивида к тому, что делает его самим собой, иными словами, – к условиям возможности его существования как человека.

Но это означает также, что «сущность» каждого человеческого индивида, представляющая собой «совокупность всех общественных отношений», пребывает одновременно и как бы вне его индивидуальности.

Таким образом, вопрос стоит не в том, как возможно общение, а в том, как возможно разобщение. Действительной теоретической проблемой науки об обществе оказывается не непосредственно общественное существование людей, а отход от него и возникновение иных форм человеческого существования.

«... Деньги непосредственно суть реальная общественная связь [das Gemeinwesen], поскольку они – всеобщая субстанция существования для всех и вместе с тем совместный продукт всех».

«С другой стороны, та власть, которую каждый индивид осуществляет над деятельностью других или над общественными богатствами, заключается в нем как владельце меновых стоимостей, денег. Свою общественную власть, как и свою связь с обществом, индивид носит с собой в кармане» [5, 99-100].

Tags: Давыдов, История теоретической социологии, Маркс
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments