papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Category:

История теоретической социологии отв. ред. Ю. Н. Давыдов т. 1 (2002)

Раздел I. Сен-Симон, Конт и Маркс: рождение науки об обществе из духа социальной утопии

Глава третья. Учение О. Конта о социальной статике и социальной динамике: теоретическая социология как род социальной философии

...

2. Социальная динамика как философия общественной эволюции

Основной закон социальной динамики (он же «закон прогресса») заключается, следовательно в том, что каждый подъем, каждый «толчок» духа вызывает – в силу универсального консенсуса – соответствующий отклик во всех без исключения общественных областях – искусстве, политике, индустрии. И везде дух играет руководящую роль, образуя силовой центра социальной эволюции. И это – несмотря на то, что «по природе» он «слабее аффективных способностей».

Но в то же время духовная жизнь представляет собой и наиболее уязвимый пункт в социальном порядке. Сюда в первую очередь устремляется разрушительно-революционный импульс, непосредственно сопрягающий негативно ориентированные идеи с задачей разрушения политических институтов (без перспективы предложить им адекватную замену).

5. Социологический реализм и стабилизационное сознание

… характерно более радикальное противопоставление социальной реальности конкретным индивидам, предстающим как нечто совершенно случайное – бессущностная материя формирующих ее социальных «тотальностей».

Глава четвертая К. Маркс: социологизация категории отчуждения (Гегель – Фейербах – Маркс)

1. От Г. Б. Ф. Гегеля к Л. Фейербаху: на путях к социально-философской расшифровке спекулятивной категории отчуждения

Фейербах полагает, что человек вообще способен постичь самого себя лишь через свой объект, – только в объекте раскрывается для человека его собственная сущность. Поэтому для того, чтобы познать самого себя, свою сущность, человек должен создать такой объект, который был бы воплощением его чистой сущности. Таким объектом мог бы быть только Бог – объект, с начала и до конца созданный человеком, не несущий в себе ничего, что не было бы самообъективацией человеческих свойств и качеств. Естественное восхищение человека объектом реализации своих творческих сил, в котором он еще неспособен узнать эти последние, так как они «объективировались» в нем, утратив свою субъективную форму, – вот что, по Фейербаху, является истинным источником, изначальным импульсом всякого религиозного чувства.

«Непосредственное отношение рабочего к его продуктам есть отношение рабочего к предметам его производства. Отношение имущего к предметам производства и к самому производству есть лишь следствие этого первого отношения и подтверждает его», – пишет Маркс [2, 562].

Глава пятая. Антиномии деятельно-трудового истолкования социальности

1. Проблема отчуждения в «Немецкой идеологии» К. Маркса и Ф. Энгельса: критика фейербахианства

По утверждению Маркса, люди смогут совместно управлять глобальным процессом общественного производства в целом так, что вся «масса орудий производства» будет подчинена каждому индивиду, «а собственность – всем индивидам» [4, 68].

… он понимал, что полное осуществление преобразований, предусматриваемых в «Немецкой идеологии», в конечно счете означает «уничтожение труда» вообще: «... пролетарии, чтобы отстоять себя как личности, должны уничтожить имеющее место до настоящего времени условие своего собственного существования, которое является в то же время и условием существования всего предшествующего общества, т. е. должны уничтожить труд» ([4, 78]. курсив мой. – Ю. Д.).

При этом Маркс исходит из того, что трудящийся пролетарий «из своего положения простой производительной силы, единственного оставшегося на его долю положения, вытесняется другими, более мощными производительными силами» [4, 279], так что производство в конечном счете сможет вообще обойтись без включения его в механизм живого непосредственного труда, между тем как потребность в людях, не включенных в производственный процесс, в отдельные его звенья, а управляющих им как синтетическим целым, будет неуклонно возрастать.

Tags: Давыдов, История теоретической социологии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments