papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. III

Литература. Язык и письменность

«Саньго яньи» («Троецарствие»). Самая ранняя кит. книжная эпопея ист. характера, созданная в XIV в. Автором является Ло Гуань-чжун (1330-1400; по др. версии: ок. 1300 — ок. 1370).

...

Особенностям каждого героя соответствует и внешний облик. У неистового Чжан Фэя голова барса и тигриные усы, отличит, знаком Гуань Юя является цвет лица — кирпично-красный, как у перезрелого финика-жужуба. Если описание внешности Чжан Фэя и Гуань Юя автор эпопеи позаимствовал из нар. книги, то облик Лю Бэя он целиком перенес из «Истории Трех царств» Чэнь Шоу. У него свисающие до плеч уши, длинные, ниже колен, руки. Это «знаки» Будды, к-рые нередко использовали историографы III—VI вв. при описании внеш. облика государей — основателей династий.

Каждый герой-воин в «Троецарствии» воюет со своим характерным оружием.

Чжугэ Лян в эпопее всегда выезжает на поле боя в коляске, подражая знаменитому стратегу-полководцу IV в. до н.э. Сунь Биню (см. т. 2), у к-рого были отрублены ноги.

Популярность «Троецарствия» в Китае и в др. странах Дальнего Востока необычайно велика. Интерес к эпопее возрос во 2-й пол. XX в., причем начался он не в Китае, а в Японии, где ею заинтересовались бизнесмены, считая, что она как ни одна другая книга помогает понять китайцев и их стратегию.

Се Лин-юнь, офиц. титул Канлэ-гун (Канлэский князь), прозв. Се-кэ (Гость Се). 385—433.

В возрасте 17 лет Се Лин-юнь впервые поступил на службу: с этого началась драматичная история взаимоотношений поэта с властителями будущей дин. Сун, и прежде всего с ее основателем Лю Юем (356—422, император У-ди: 420-422). Се Лин-юнь был вовлечен в заговор против Лю Юя, но прощен им. Дважды он уходил в отставку и возвращался в родные места. В 433 был казнен на рыночной площади по обвинению в гос. измене.

Се Тяо, Се Сюань-хуй. 464уезд Янся обл. Чэньцзюнь (совр. уезд Тайкансянь пров. Хэнань) — 499. Один из ведущих представителей поэтич. течения Юн-мин ти (Поэзия в стиле юнмин) и крупнейших поэтов посл, столетия эпохи Шести династий (Лю-чао, III-VIвв.).

Из «Юй Цзян шуйцао чжи Ганьбинь си»: «Над горами восходит, аромат источая, луна, / Друг мой давний себя утешает прозрачным вином. /<•••>/ Нам отныне придется жить в разных местах, / И свидания ждать, уповая лишь только на сон» («Развлекаюсь, достигнув вместе с чиновником-шуйцао Цзяном отмели Ганьбинь»; др. назв.: «Бе Цзян шуйцао» — «Прощаюсь с чиновником-шуйцао Цзяном»).

В лит. критике конца V — нач. VI в. «Ода [о] луне» была признана одним из шедевров всей одич. поэзии (фу) эпох Хань (III в. до н.э. — III в. н.э.) и Шести династий (Лю-чао, III-VI). Как таковая-она была включена в самое авторитетное для того времени лит. собрание — антологию «Вэнь сюань» («Избранные произведения изящной словесности»). В совр. исследованиях она также относится к числу лучших образцов кит. одич. поэзии. Тем не менее и это произведение, и все творч. наследие Се Чжуана в целом пока остаются вне пристального внимания ученых.

Синьюэ-пай («Новолуние»). 1927-1933. Лит. группа.

По их мнению, подлинная лит-ра, будучи плодом тв-ва одаренного художника, имеет надклассовый и общечеловеч. характер, она не обслуживает «измы», в ее основе лежат принципы «здоровья и достоинства».
...

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments