papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Поль Анри Гольбах (1723—1789). Естественная политика, или беседы об истинных принципах управления

(1773)

Падет невольно
сила без разума...

Гораций

ТОМ ВТОРОЙ
Беседа пятая
О злоупотреблении государственной властью, о неограниченной монархии, о деспотизме и тирании

§ XXVIII. Истинные признаки деспотизма

Деспотизм не менее опасен и тогда, когда он может прикрываться заботой об общественном благе. В этом случае ему удается одурачить людей, у него появляются свои защитники. «Какое значение,— скажет праздный житель богатого города,— имеет то, что мы живем, подчиняясь неограниченной власти? Чем плохи наши удовольствия? Разве бывает беседа свободнее и веселее нашей? Разве кто-нибудь врывается в наши дома, чтобы лишить нас имущества? Где вы видели дороги красивее наших? Более бдительную полицию? Большую тишину и спокойствие? Пусть нам оставят наши оковы, они не делают нас несчастными в такой мере, как несчастны те, кто похваляется своей мнимой свободой. Обладание счастьем и убежденность в его наличии равнозначны: как только сочтешь себя счастливым, тебе нечего больше желать».

§ XXXIV. Деспот страшится добродетели

Нация перестает что-либо представлять собой, как только монарх становится для нее всем.

Беседа шестая

О свободе

§ II. Что такое любовь к свободе? Итак, свобода — это возможность делать для своего счастья все, что допускает природа человека, живущего в обществе.

§ III. Свободу нельзя смешивать со своеволием или распущенностью
Знаменитый автор произведения «О духе законов» сказал, что быть свободным — значит делать не то, что пожелаешь, а то, что должно желать. Руководствуясь этим неопровержимым принципом, легко понять, что ни один человек на земле не может притязать на полную независимость.

§ V. Опасности своеволия

Если деспотизм повинен в несчастьях очень многих людей, то демократия подвергает невзгодам всех членов общества. Если те, кто правит людьми, могут злоупотреблять только властью, то народ, когда он перестает руководствоваться разумом или своими истинными интересами, может злоупотреблять только свободой.

История большинства республик постоянно восстанавливает перед нашим взором возмутительные картины анархии, из-за которой народы купаются в собственной крови.

§ VI. Средства против своеволия

Поэтому мы не должны заблуждаться: действительная свобода не является чем-то исключительно присущим какой-либо одной форме проявления. При демократии народ, только по видимости осуществляющий суверенную власть, слишком часто является лишь рабом развращенных демагогов, которые льстят ему и разжигают его страсти; народ сам становится тираном.


Положение некоторых современных республик свидетельствует о том, что при господстве высшего чиновничества народ часто притесняют так же, как и при самом явном тиране.

Tags: Гольбах
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments