papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Category:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. III

Литература. Язык и письменность

Кун Жун, Кун Вэнь-цзюй, прозв. Кун Бэйхай (Бэйхайский Кун). 153, царство Лу (совр. уезд Цюйфу пров. Шаньдун) — 208. Сановник, обществ, деятель, литератор. Один из ведущих представителей поэтич. течения Цзяньань фэнгу (Цзяньаньская поэзия), входит в плеяду Цзяньань ци цзы («Семь цзяньаньских мужей»).

Кун Жун поступил на службу (180-181) в адм. аппарат принца Хэ Цзиня (ум. 189) — брата императрицы Хэ, супруги императора Лин-ди (168-189); был назначен министром царства Бэйхай (пров. Шаньдун) — удельного владения Хэ Цзиня. Неск. лет фактически самолично управлял им, за что и получил прозвание Бэйхайский Кун. Во время восстания «Желтых повязок» (184—185) принимал непосредственное участие в боевых действиях по его подавлению. После назначения Цао Цао канцлером (196) Кун Жун стал одним из его ближайших помощников. Назначенный гл. зодчим {цзянцзо дацзян), он отвечал за восстановление (после войн 189—190) столицы Лоян. Был пожалован почетной придворной должностью хранителя имп. одежд и драгоценностей (шаофу) и вельможным титулом чжун дафу. Все это время он оставался советником Цао Цао, ведая офиц. бумагами и документами. Но сочтя, что Цао Цао стремится узурпировать верховную властьКун Жун осмелился открыто его критиковать, в результате чего был обвинен в подготовке мятежа и казнен.

Первое — предсмертное творение, написанное Кун Жуном в тюрьме незадолго до казни, в к-ром он с горечью обвиняет Цао Цао в неумении разбираться в людях и в жестокости его правления. В стихотворениях цикла «Лю янь ши» описываются недавние ист.-политич. события, потрясшие страну, подчеркиваются общая деградация правящего режима и нар. бедствия: «Безвременно дом Ханей угасал, / Поэтому Дун Чжо и сеял смуту. / Всякий высший низшего терзал, / Служилый люд смиренно трепетал, / Простой народ терпел за мукой муку» (1-е стихотв. / пер. И.И. Семененко).

Кун Шан-жэнь, Кун Пинь-чжи, Кун Цзи-чжун, прозв. Дун-тан (Восточная Плотина), Юньтин-таньжэнь (Отшельник из Облачного Павильона) 1648г. Цюйфу (пров. Шаньдун) — 1718. Литератор начала эпохи Цин (1644—1911). Потомок Конфуция в 64-м колене.

Линь Юй-тан, Линь Хэ-лэ. 1895, дер. Баньцзыцунь пров. Фуцзянь — 1976Гонконг. Писатель, переводчик, лингвист. Родился в семье протестантского священника и с детства был приобщен к зап. культуре. В 1916 Линь Юй-тан получил диплом бакалавра в шанхайском ун-те Сент-Джонс на ф-те гуманитарных наук, в 1922 удостоился магистерской степени в Гарвардском ун-те, где изучал сравнительное литературоведение, в 1923 ему была присвоена докт. степень по лингвистике в Лейпцигском ун-те.

Кроме того, Линь Юй-тан в 1920-е выступил одним из первых и гл. популяризаторов юмора в Китае, именно ему принадлежит перевод этого европ. понятия на кит. яз.

Ли Шан-инь, Ли И-шаньпрозв. Юйси-шэн (Рожденный в Нефритовом ущелье). 813, Хуайчжоу (совр. г. Биян пров. Хэнань) — 858.

Однако обильное употребление реминисценций делает его стихи трудными для расшифровки, поэтому нек-рые его произведения так и остаются непонятыми.

Хотя современники больше ценили составленные Ли Шан-инем офиц. документы и письма, стихотворения Ли Шан-иня занимают особое место в кит. лит-ре. Они остаются популярными на протяжении мн. веков.

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments