papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Category:

Поль Анри Гольбах (1723—1789). Естественная политика, или беседы об истинных принципах управления

(1773)

Падет невольно
сила без разума...

Гораций

Том первый

Беседа четвертая
О подданных

§ XXXI. Испорченность королевских дворов

Если личная заинтересованность — тот идол, которому служат придворные, то зависть является их палачом: благосклонность монарха представляет для них настоящее яблоко раздора, становящееся наградой за ловкость хитреца. Отсюда эти вечные интриги; отсюда эти коварные заговоры, предназначенные для устранения тех, кого доверие монарха как бы выделяет из числа остальных; отсюда эти наговоры, предательства и козни, преследующие цель уничтожить людей, которых хочет возвысить государь, или добиться погибели тех, кому он доверил осуществление власти.

Люди, которые руководствуются только низменными интересами, обыкновенно объединяются против тех, кто имеет действительные заслуги, и стараются вырвать власть из рук.

§ XXXIII. О служителях религиозного культа

Если бы верховная власть позволила некоторым членам общества безнаказанно наносить ему вред, поносить и обирать его, это было бы противно сущности общественного союза. Общество было бы безумно, если бы пригревало на своей груди неблагодарных детей, довольных тем, что они кормятся за его счет, но отказывающихся оказать ему помощь, когда оно в ней нуждается.

Почти во всех европейских странах духовенство образует инородное тело внутри государства, поскольку оно отказывается зависеть от государства и следует своим особым законам, отличным от тех, которым подвластны все остальные граждане. Духовенство ставит власть главы церкви выше власти государя и власти нации, а законоположения и правила, которых оно придерживается, часто находятся в противоречии с законодательством и правилами общества.

вместо «духовенство» ставь «творческая интеллигенция»...

Должен ли земледелец корчевать и распахивать невозделанные земли для того, чтобы отдавать свой скудный урожай жадным людям, не представляющим никакой ценности ни для государства, ни для него самого?

Пока общество переживает период детства, легковерные народы, нуждающиеся в чудесах и сказках, больше всего дорожат сказочниками; но мало-помалу эта ребяческая наивность исчезает, и ее место начинают занимать более серьезные интересы.

ТОМ ВТОРОЙ
Беседа пятая
О злоупотреблении государственной властью, о неограниченной монархии, о деспотизме и тирании

§ I. Определение деспотизма

С другой стороны, каждый недостойный и злонамеренный человек считает себя вправе быть недовольным правительством, которое сдерживает его страсти или не разделяет его безнравственных взглядов; в этом случае он жалуется на то, что живет при деспотизме. Более того, находятся люди, которые именуют тиранами самых добродетельных государей, стоит только последним с неодобрением отнестись к их идеям, отказаться пойти на уступки их страстям, их фанатизму, их исступленной нетерпимости в вопросах религии или помешать им наносить ущерб обществу. Порочный человек считает законной любую власть, которая покровительствует его распущенности и его заблуждениям, и рассматривает как тирана всякого, кто стремится их пресечь.

§ III. Признаки тирании

Тирания — это стремление удовлетворять личные страсти, вместо того чтобы следовать законам природы и заботиться об интересах общества.

Наконец, тирания — это стремление властвовать над нацией против ее воли.

Tags: Гольбах
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments