papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. III

Литература. Язык и письменность

Ду Му, Ду My-чжи, прозв. Фаньчуань цзюйши. 803, г. Чанъань (совр. Сиань пров. Шэньси) — 852. Выдающийся поэт кон. эпохи Тан, исследователь др.-кит. военной мысли.

Впоследствии занимал ряд высоких чиновничьих постов в южных регионах Китая. Жизнеописание включено в «Синь Тан шу» («Новая история [династии] Тан»). Один из самых авторитетных комментаторов трактата по военному искусству «Сунь-цзы».


Жил в период заката Танской империи. Засилье евнухов при имп. дворе и коррупция усиливали политич. нестабильность. За время жизни Ду Му сменилось восемь императоров, двое из к-рых умерли вследствие увлеченности алхимией (отравившись даос, «эликсирами бессмертия») и как минимум двое других были убиты евнухами.

«Дянь лунь лунь вэнь» — «Суждения/Рассуждения о классическом», «Трактат о стильном произведении», «[Раздел] „Обсуждая изящную словесность“ [из трактата] „Рассуждения о [классических] образцах/[основополагающих] началах“. Первое в истории Китая сугубо авторское лит.-теоретич. сочинение. Автор — Цао Пи, основатель и первый монарх царства Вэй (220—265) эпохи Троецарствия (220—280) и один из крупнейших поэтов кон. II — III в.

Характеристике предпослана преамбула, где Цао Пи говорит об относительности и субъективности всех высказанных прежде оценок лит. произведений, объясняя это врожденным стремлением авторов к лидерству: «Издревле так повелось, что люди изящной словесности, вэнь, пренебрегали друг другом. <...> Увы, люди склонны себя возвеличивать, а ведь изящная словесность по плоти своей неодинакова, и в ней можно по-разному добиться успеха. Поэтому-то каждый, опираясь на то, в чем он силен, порицает чужие слабости» (пер. И.С. Лисевича). Т.о., Цао Пи ставит перед собой задачу выделить типологии. признаки вэнь и объективные эстетич. критерии.

словесность по плоти своей неодинакова...

«Жулинь вайши» — «Неофициальная история конфуцианцев». Сатирический роман крупнейшего кит. литератора XVIII в. У Цзин-цзы (1701—1754), один из выдающихся образцов кит. классической лит-ры.

В традиц. Китае чиновник почти всегда был носителем ученого звания, а ученый муж, представитель ученого сословия, почти всегда занимал к.-л. должность или имел право ее занять. Обладание ученой степенью давало массу привилегий — освобождение от налогов и пошлин, наказаний, повинностей, службы в армии. Обладатели ученых званий часто становились также владельцами земельных угодий, богатых поместий.

Жэнь Фан, Жэнь Янь-шэн. 460обл. Лэань (в совр. пров. Шаньдун) — 508. Гос. деятель, ученый, представитель поэтич. течения Юнмин ти (Поэзия в стиле юнмин), участник лит. содружества Цзинлин ба ю («Восемь друзей из Цзинлина»), возглавляемого Шэнь Юэ.

На все это справедливо указывается в характеристике его тв-ва, данной Чжун Жуном в трактате «Ши пинь» («Категории стихов»), где он отнесен наряду с Шэнь Юэ, Фань Юнем и Се Тяо к литераторам второй (средней) категории: «Янь-шэн с юных лет без усилий сочинял стихи. В то время говорили: „Стихи Шэня, кисть Жэня“и [Жэнь] Фан тяжело переживал это. На склоне лет его любовь [к поэзии] и увлечение ею стали искренними, его изящная словесность (вэнь) претерпела изменения, и он стал хорош в оценке сути явлений. Освоенный им художественный стиль стал изысканно элегантен, а сам он обрел нрав государственного мужа. Поэтому помещен [мною] во вторую, [а не в третью] категорию. Но Фан, обладая обширными знаниями, на каждом шагу ссылается на деяния [предшественников], поэтому его стихи не стали редкостно-необыкновенными. Молодые интеллектуалы усердно подражают ему. Напрасно!»

его стихи не стали редкостно-необыкновенными...

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments