papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. III

Литература. Язык и письменность

Гун юэ — официальные песни-юэфу. Традиц. кит. понятие для обозначения произведений ритуального и церемониального характера как особого вида поэзии юэфу.

Окончательное оформление цикла связывается с деятельностью спец. ведомства Юэфу (Палата Юэфу, Музыкальная Палата, Бюро Музыки), учрежденного (114 до н.э.) императором Хань У-ди (141-87 до н.э.).

В ходе проведения очередных ритуальных реформ — при Гуан-у-ди (25-57) и Мин-ди (58—75) — «Цзяо сы гэ ши» стали использоваться и при жертвоприношениях Небу и Земле, осуществляемых в центр, святилище Минтан (Пресветлый зал).

Весной пели песню „Весеннее светило“ летом — „Пурпурный свет“и в обоих случаях исполнялся танец „Облака сбираются“ [„Юнь цяом“] («Сун шу», цз. 19).

Гу хун-мин. 1856, г. Сингапур — 06.05.1928. Историк культуры, эссеист и переводчик. Получил классич. филологич. образование в ун-тах Эдинбурга и Лейпцига. Приезжал в Россию, чтобы посетить в Ясной Поляне Л.Н. Толстого. Гу Хун-мин видел в империалистич. Японии тот образец, к-рому должен следовать Китай.

«Дао дэ цзин» — «Канон дао и дэ»; также «Хуан-ди шу» («Книга Желтого Первопредка») — по имени центр, первопредка в структуре мифологии, космоса и «Лао-цзы» («[Трактат] учителя Лао») — по имени легендарного мудреца.

Сюжет произведения — переживание двуединого встречного процесса трагедии и торжества мировой эволюции и инволюции в грандиозной картине космогенеза и палингенеза, рождения космоса и умирания хаоса. Новый космос, как пролог будущей гармонии, рождается в виде голограммы младенца-дао [1], лелеемого совершенномудрым (духовным) человеком, хаос, как эпилог космогонии, поглощается сердцем совершенномудрого человека, к-рый стоит между космосом и хаосом. Он демиург и зодчий мироздания, пытающийся соединить человеч. историю и спонтанный круговорот вещей.

В «Дао дэ цзине» Лао-цзы дал искомую мировым литературоведением онтологию поэзии —онтологию спонтанного «себя-пения» дао [1].

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments