papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Category:

История теоретической социологии отв. ред. Ю. Н. Давыдов т. 1 (1995)

История теоретической социологии и истории социальной философии

Давид Юм и Адам Смит

Общество прежде всего выгодно людям, его составляющим, так как отвечает их изначальным интересам. Хотя для осознания этой выгоды нужны дополнительные импульсы, которые при их расшифровке оказываются прежде всего экономическими.

Как пишет Юм, «благодаря объединению сил увеличивается наша трудоспособность, благодаря разделению труда у нас развивается умение работать, а благодаря взаимопомощи мы меньше зависим от превратностей судьбы и случайностей. Выгода общественного устройства состоит именно в этом приумножении силы, умения и безопасности». [4, т. 1, 636].

Из этой же «выгоды» (интереса) Юм выводит и основные соглашения, возникающие уже в рамках самого общества и связанные теперь в первую очередь с тем, чтобы гарантировать каждому члену общества его собственность, имеющую тенденцию к возрастанию именно в силу преимуществ, даваемых жизнью в обществе

для осознания этой выгоды нужны дополнительные импульсы...

Как видим, в тесной связи с социально-философским номинализмом Юма в его рассуждении о первичном социальном чувстве, на котором – в духе шотландской школы – он выстраивает все свое учение об обществе, в это учение вкрадывается утилитаристский мотив отождествления моральной справедливости и хозяйственной полезности.

Но вот без права, которое, оказывается, может вполне нормально функционировать и при отсутствии государства, общество существовать не способно. «Хотя, – пишет Юм, – небольшое и малокультурное общество и может быть поддерживаемо без правительства, ни одно общество не в состоянии сохраниться без осуществления справедливости и без соблюдения трех основных законов, касающихся стабильности собственности, ее передачи посредством согласия и исполнения обещаний. Следовательно, эти законы предшествуют учреждению правительства...» [4, т. 699].

Постулат, согласно которому общество не только представляет собой нечто существенно отличное от государства, но и предшествует ему – причем не только «логически», но и реально-исторически, – сопряжен у Юма с убеждением в том, что существует особая сфера, связывающая людей гораздо более тесными узами, чем государственно-политические, а именно сфера труда – хозяйства и торговли, где создаются средства, удовлетворяющие все, и прежде всего самые насущные, жизненно важные потребности человека. Необходимость же государства возникает лишь в тот момент, когда богатства, созданные трудом, начинают существенно превосходить непосредственно потребляемые людьми, вызывая попытки присвоить эти богатства с помощью насилия, а не посредством труда и торговли.

А. Смит выделяет два типа общества, различаемые на основании того наблюдения, что там, где нет значительной концентрации собственности, нет и «большого неравенства», а там, «где есть большая собственность, – та есть и большое неравенство» [5, 249].

Tags: Давыдов, История теоретической социологии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments