papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Category:

История теоретической социологии отв. ред. Ю. Н. Давыдов т. 1 (1995)

История теоретической социологии и истории социальной философии

Томас Мор и социологические идеи «Утопии»

То, что в «Утопии» констатируется как факт, будет впоследствии одним из важнейших средств претворения в жизнь коммунистической утопии (предвиденное, кстати говоря, и Ф.М. Достоевским в «Бесах»), и средство это называется «понижение интеллектуального уровня населения».

«Если возникает у кого-нибудь желание побродить по полям вокруг своего города, то при дозволении главы хозяйства, а так же при согласии супруги не будет ему запрета» [1, 200].

Кроме того, «утопийцы считают наисправедливейшей причиной войны, когда какой-нибудь народ сам своей землей не пользуется, но владеет ею как бы попусту и напрасно» [1, 192].

“Бога нет, но есть прогресс”, так можно сформулировать кредо социального мыслителя XVII в.

От социальной утопии к политическому реализму

(Концепция власти и управления Н. Макиавелли)

Когда на чашу весов поставлено высшее социальное благо — единство государства, порядок и стабильность, государь не должен бояться прослыть жестким. Хуже, если он, желая заслужить расположение подданных, либо от избытка снисходительности, позволяет развиваться беспорядкам, грабежам и насилиям. Для острастки лучше казнить столько, сколько надо, ибо казни касаются все-таки одельных лиц, а беспорядки – бедствие для всех.

Стало быть, с принципом относительности тесно связан принцип разграничения политики и морали: политику нельзя судить с нравственных позиций. Идея разделения властей (политической и религиозной) Макиавелли легла в основу классической доктрины буржуазного либерализма.

Можно ли квалифицировать социально-философскую систему Гоббса как «натуралистическую»?

Последующее развитие точного научного знания в Новое время совершалось под лозунгом: во всяком знании ровно столько науки, сколько в нем математики.

Первое — это принцип природного равенства людей, покоящегося, однако, на тезисе, что каждый из людей в конце концов может убить другого, лишить его права на его собственную жизнь.

Поскольку в социальном учении предполагаются действия многих людей – их взаимодействие, постольку они рассматриваются как атомы, равные друг другу. Ибо если бы они не были равны друг другу в каком-то, причем существенном отношении, они не могли бы взаимодействовать: более сильный блокировал бы их действия и общее движение остановилось бы.

Tags: Давыдов, История теоретической социологии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments