papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. III

Литература. Язык и письменность

«Бэймэн со янь» — «Краткие речения из Бэймэн». Сборник бицзи. Написан Сунь Гуан-сянем во время его пребывания в Цзиннани на службе у рода Гао; нек-рые дополнения были сделаны позже (самые поздние даты сб. — 961 и 962).

Сунь Гуан-сянь был современником и очевидцем многих событий, к-рые запечатлел, а в силу своего обществ, положения лично знал многих ист. лиц; кроме того, как сказано в предисл. к сборнику, «при Тан, во времена смут и беспорядков годов под девизом правления Гуан-мин (880-881)редкие книги исчезли без следа, а после императора У-цзуна (на троне 841—847) наступило безлюдье и безвестность, и некому было передавать память о славных деяниях при дворе и в провинциях», и Сунь Гуан-сянь, «стыдясь отрывочности своих знаний», решил восполнить этот пробел. Собственно, весь сб. «Бэймэн со янь» подчинен одной большой задаче: сохранить сведения об ист. событиях стремительно уходящей, погрязшей в неурядицах и борьбе за власть эпохи раздробленности, когда в прошлом процветающее и могучее Танское гос-во неотвратимо кануло в прошлое.

Ван Бо, Ван Цзы-ань. 650?Лунмэнь обл. Цзянчжоу (совр. уезд Хэцзинь пров. Шаньси) — 676? Изв. поэт начала «золотого века» кит. поэзии — эпохи Тан (VII-X вв.). Один из «Четырех выдающихся мастеров начала эпохи Тан» (Чу Тан сы цзе) наряду с Ян Цзюном (650-693)Лу Чжао-линем (637?-689?) и Ло Бинь-ваном (638?-?).

В его офиц. жизнеописаниях (напр, в «Синь Тан шу» — «Новая история [династии] Тан») сказано, что в 6-летнем возрасте Ван Бо уже владел классич. лит. стилем. В 9 лет, читая авторитетный коммент. Янь Ши-гу (581-645) к «Хань шу» («История династии Хань»), указал на имеющиеся в работе ошибки и составил труд «Чжи ся» («Указываю на изъяны») объемом 10 цз. (впоследствии утрачен). В возрасте 12 лет получил титул «божественного отрока» (шэнь тун) и был приглашен ко двору.

По возвращении в столицу в 672 поступил на военную службу, однако вновь был отстранен от должности. Отправился к отцу, к-рый за участие в заговоре был сослан на юго-вост. окраину Китая. Его ранняя смерть (утонул в море в возрасте 26 лет) стала большой потерей для кит. лит-ры.

Ван Жун, Ван Юань-чан. 467обл. Ланъе (в совр. пров. Шаньдун) — 493. Гос. деятель, представитель поэтич. течения Юнмин ти, участник лит. объединения Цзитин ба ю («Восемь друзей [из] Цзинлина»).


Начав службу с должности секретаря-адъютанта при одном из принцев крови и вскоре получив генеральское звание ниншо цзянцзюнь (полководец, зачинающий порядок), он вошел в высшие слои столичной элиты.

Уже в 20 с небольшим лет он занимал высокий пост зам. начальника Имп. секретариата (чжуншу лан), всерьез рассчитывая вскоре стать канцлером. Но власть сменилась, его обвинили в преступлениях против трона и вынесли смертный приговор.

Ван Си-чжи, Ван И-шао. 303/321обл. Ланъе (в совр. пров. Шаньдун)—361/379. Каллиграф, литератор, теоретик худ. тв-ва, в части, каллиграфии.

С его именем связывается дальнейшая разработка и утверждение в каллиграфии, практике обоих опорных ее стилей (почерков) — лишу 'уставное письмо'(образцовый почерк) и цаошу 'травяное' письмот.е. скорописи, в к-рой черты иероглифа напоминают спутанные стебли травы. Этот почерк, давший впоследствии неск. отд. направлений, всегда особо ценился мастерами и ценителями каллиграфии, считавшими, что он в наибольшей мере передает дух (ци [1]) художника и спонтанность творч. акта. Традиция называет Ван Си-чжи непоколебимым сторонником «естественности» каллиграфии и всего худ. тв-ва как воплощения природных закономерностей и принципов. Говорят, что с целью разработки этих стилей он лично наблюдал за поведением и повадками животных и птиц.

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments