?

Log in

No account? Create an account
История теоретической социологии отв. ред. Ю. Н. Давыдов т. 1 (1995) - Так жизнь моя проистекает. — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
papalagi

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

История теоретической социологии отв. ред. Ю. Н. Давыдов т. 1 (1995) [May. 22nd, 2019|11:18 pm]
papalagi
[Tags|, ]

История теоретической социологии и истории социальной философии

Раздел первый

Предистория социологии

III. Элементы социологического знания в античных и средневековых концепциях естественного права

Глава первая

Понятие естественного права у стоиков, Цицерона и римских юристов

Однако здесь речь идет отнюдь не только о прославлении эгоизма. «Утверждаю одно, – говорит Цицерон в начале диалога 'О государстве': – природа наделила человека столь великим стремлением поступать доблестно и столь великой склонностью служить общему благу, что сила эта одерживала верх над всеми приманками наслаждения и досуга» (I. I. 1) [4,7].

Обратим внимание на понятие порядка. Мы видим, что так или иначе honestum связывается с общественным порядком. Он поддерживается благодаря справедливости, отмеряющей каждому свое, надежности соглашений, умеренности поведения и позитивной установке по отношению друг к другу. Из всех животных только человек чувствует, что такое порядок (1, 4, 14) [9, 16]. Порядок для Цицерона – это не только политическая или нравственная, но и онтологическая категория.

Но и народ, если он несправедлив, может оказаться тирраном. А тогда «государство не просто порочно, <...> его вообще не существует, так оно уже не достояние народа, раз его захватил тиранн или клика, да сам народ в этом случае уже не народ, раз он не справедлив <...>» (это место сохранилось в передаче Августина, «О Граде Божьем», II, 21) [4, 54].

Глава вторая

Понятие естественного права в ранней христианской мысли: Августин

Таким образом, Тертуллиан не сомневается, что все люди – в том числе и язычники – ведают естественное прав. Он не сомневается и в том, что это право имеет некоторое отношение к божественному мироустройству. Но решительно отрицает и полноту, и достоверность, и достаточность этого знания.

LinkReply