papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. III

Литература. Язык и письменность

Бань Гу, Бань Мэн-цзянь. 32, г. Фуфэн обл. Аньлин (совр. Сяньян пров. Шэнь си) —92Лоян пров. Хэнань. Ученый-историк, поэт. Один из ведущих мастеров одич. поэзии (фу) периода дин. Поздняя Хань (I—III вв.) и родоначальников авторской лирики.

В 89 принимал участие (в должности чжунхуцзюня — офицера охраны ставки главнокомандующего) в походе против сюнну (гуннов). В 92, при имп. Хэ-ди (89—106), был обвинен в измене трону, заключен в тюрьму, где и скончался.

В них отражены взгляды Бань Гу на сущность и функции поэтич. тв-ва как элемента государственности, хранителя высших нравств. ценностей, что постулируется в предисл. к обеим одам: «Некто сказал: оды-фу проистекают из древних стихов. В былые времена, когда скончались [чжоуские цари] Чэн и Кан, звуки гимнов-сун затихли. После того как августейший дом [Чжоу] угас, стихи-ши больше не создавались. Как только Великая Хань установилась, [ее государи] не имели ни дня отдыха. Начиная со времен [императоров] У и Сюань, чиновники, [сведущие] в ритуалах-ли, пользовались особым почтением, [постоянно] проверялись произведения изящной словесности. <•••> Все это для того, чтобы устранить имеющиеся изъяны, восстановить разрушенное, придать блеск и сияние государственным свершениям. Путь [государства] может находиться в состоянии упадка или расцвета, ученых мужей может быть великое множество и очень мало. [Но они всегда действовали] сообразно требованиям времени и создавали добродетели, не отдаляясь [от древних устоев], не изменяя [истинных] правил. <...> Я, ничтожный слуга, сочинил оды о двух столицах, дабы они стали путеводным светом для всей массы простого люда, выправили современные нормы».

Попутно сообщается об истории города и его отд. строениях, воспроизводятся сцены городской жизни: «Три широкие улицы, / Двенадцать городских ворот. / Внутри — множество улочек и переулков; / Ворот, ведущих в кварталы и частные дома, больше тысячи. / Девять рынков, где кипит торговля, / Привезенные товары растекаются по множеству лавок. / Людей столько, что невозможно обозреть, / Повозок столько, что им не разъехаться» («Дун цзин фу»).


Бао Чжао, Бао Мин-юань. 414?уезд Дунхай (совр. г. Ляньюньган пров. Цзянсу) — 466. Один из ведущих поэтов своего времени и всей эпохи Шести династий (Лю-чао, IIIVI вв.).

Одним из лучших образцов этой группы да и всей гражданской лирики поэта считается юэфу «Дай Дунъу син» («На тему „Песни о Дунъу“》,«Песня о Дунъу»), где рассказывается о старом солдате, всю жизнь верой и правдой прослужившем государю, а теперь обреченном на нищенское прозябание: «Времена изменились, / Кто теперь вспомнит о моих заслугах? / Юным и крепким покинул семью, / Нищим и старым вернулся в свой дом» («Песня о Дунъу» / пер. Е.В. Рудис).

Бицзи — особая форма авторского сборника, или, по выражению О.Л. Фишман, «наджанровая система».

Прообразы бицзи начали появляться в танское время (618-907), однако подлинный расцвет относится ко времени правления дин. Сун (960-1279)

Изменение формы книги от свитка к брошюровке в виде тетради, распространение ксилографии и значит, увеличение книжной продукции сделали книгу доступной самым широким слоям населения и гораздо более удобной в обращении.

В бицзи содержатся также эпизоды из жизни известных ист. лиц, не нашедшие отражения в офиц. ист. трудах, раскрывающие подчас неизвестные биографии. факты. Напр., Ван Дэ-чэнь сообщает, что Коу Чжунь еще в молодости прославился тем, что однажды во время засухи не побоялся ответить на вопрос императора, почему долго нет дождя. Коу Чжунь объяснил засуху несправедливым, корыстным управлением первого министра. Министра отправили в отставку — дождь пошел. Чжу Юй приводит сведения о семейной жизни знаменитого кит. энциклопедиста Шэнь Ко (1029-1093), жена к-рого «била его и таскала за усы по земле так, что вырывала волосы с кровью и мясом», всячески тиранила и компрометировала его перед сослуживцами; Шэнь Ко стоически терпел ее поведение, однако кончина супруги настолько его опечалила, что он чуть не утопился.

Бо Пу, Бай Пу, Бай Жэнь-пупрозв. Ланьгу-сяньшэн. 1226 — после 1312. Один из ведущих драматургов и поэтов в жанре цюй (саньцюй) эпохи Юань (1271-1368).

Гл. произведение — ист. трагедия «Утун юй» («Дождь в платанах»). Гл. персонаж, император дин. Тан (618—907) Сюань-цзун (прав. 712—756), забросил дела правления, увлеченный молодой наложницей Ян Гуй-фэй. Она состоит в связи с военачальником Ань Лу-шанемк-рого император отправляет в ссылку. Тот поднимает мятеж и идет на столицу. Государь с оставшимися верными ему войсками отправляется в глубинную пров. Сычуань, но по дороге солдаты требуют предать смерти наложницу и ее брата, первого министра, считая их виновниками всех бед. Сюань-цзун вынужден согласиться. В заключительном акте — одной из поэтич. вершин юаньского театра — император под шум дождя предается воспоминаниям о возлюбленной, к-рая является ему во сне в облике небожительницы.

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments