?

Log in

No account? Create an account
История теоретической социологии отв. ред. Ю. Н. Давыдов т. 1 (1995) - Так жизнь моя проистекает. [entries|archive|friends|userinfo]
papalagi

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

История теоретической социологии отв. ред. Ю. Н. Давыдов т. 1 (1995) [May. 22nd, 2019|01:00 am]
papalagi
[Tags|, ]

История теоретической социологии и истории социальной философии

Раздел первый

Предистория социологии

II. Социальная философия Аристотеля

Глава первая

От «Этики» к «Политике»

Дружба как форма социального общения

Свобода общения совпадает для автора «Никомаховой этики» с ее осознанностью. Чем сознательней индивиды, вступающие в дружеское общение, чем яснее и отчетливее понимает каждый, что является в нем высшим (идеальным), делая это высшее целью (и, следовательно, фундаментом) дружбы, тем более совершенной она становится. Если говорить на языке современной социологии, состояние социальной связи определяется качеством образующих ее элементов, каждый из которых исчерпывающим образом прорефлектирован, а потому совершенно свободно включен в общение.

Общим источником ошибок Платона, построившего совершенно нереалистическую модель общества, основанную на архаических реминисценциях, Стагирит считает неправомерное распространение отношений койнонии того типа, к которому принадлежит, например, семья, на койнонию политическую, принадлежащую к совершенно иному типу.

Аристотель обращает внимание на духовные преимущества господина: его способность к предвидению, которая на стороне раба уравновешивается лишь избыточной «физической силой» [7, 377]. Так что уже здесь понятие «естественного» толкуется предельно широко: в смысле объективно необходимого вообще.

А вот и общефилософский тезис Аристотеля, говорящий в пользу предложенного здесь истолкования второго главного требования аристотелевской исследовательской методологии: «... Мы называем природой каждого объекта – возьмем, например, природу человека, коня, семьи – то состояние, какое получается при завершении его развития» [7, 378].

Но если это действительно так, то уже не выглядит таким уж парадоксом (или «безнадежным идеализмом») утверждение Аристотеля, согласно которому «... сперва образуется семья, а потом государство; но по смыслу своей природы государство существует прежде чем семья и каждый из нас в отдельности...» [4, 9].

Недаром было сказано Аристотелем именно в данной связи: «Речь способна выражать то, что полезно и что вредно, равно как и то, что справедливо и несправедливо. Это свойство людей отличает их от остальных живых существ: только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость и т. п. А совокупность всего этого и создает основу семьи и государства» [7, 379. Подчеркнуто мной. - Ю.Д.].

Глава вторая

Аристотелевская типология общественных классов и их политических комбинаций

Поиск оптимальной комбинации социальных элементов

Но, по-видимому, больше всего Стагирита волновало то, что в обстановке «крайней демократии» решающим оказывался голос «чистых потребителей» – людей, свободных как от воспитания, так и от собственности, как от земли, так и от труда. То есть людей, свободных в чисто отрицательном, негативном смысле и потому неспособных выработать ни самостоятельную, ни последовательную линию поведения. Вот почему Аристотель, подобно Платону, хотя и считал основным принципом демократии принцип свободы, однако не связывал с этим принципом какого бы то ни было положительного содержания.

От социального утопизма к социологическому проектированию

Но главное, не устает напоминать Аристотель, – чтобы все время соблюдался демократический декорум. И не было совершено ни одного поступка, который мог бы оскорбить обидчивый демос.

Народ, подчеркивает Аристотель, должен постоянно чувствовать себя причастным к высшей власти. И это – даже в том случае*, когда реальной власти он не имеет. Ибо «недопущение к осуществлению гражданских прав, нарушение справедливости, проявление наглости – все это ведет к государственным переворотам» [2, 284].

*И, быть может, особенно в том случае.

LinkReply