papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Category:

История теоретической социологии отв. ред. Ю. Н. Давыдов т. 1 (1995)

История теоретической социологии и истории социальной философии

Раздел первый

Предистория социологии

I. Элементы социологического знания в античной и средневековой социальной философии

Глава первая

Генезис и структура социальной утопии

Как отмечал К. Маркс, равенство людей в коммунистическом обществе есть на самом деле неравенство, и Платон мог бы выразиться примерно в том же духе, если бы проблема равенства его вообще сколько-нибудь волновала. Но во всем диалоге «Государство» слово «равенство» (в социальном смысле) не встречается ни разу.

Права всех граждан совершенного государства ограничены их реальными возможностями, и именно в этом смысле все они равны. Если бы Платон задумал написать конституцию своего государства, то соответствующий ее пункт гласил бы: «Правителем государства может быть любой гражданин – но только в том случае, если у него есть способность к этому виду деятельности».

Отношения между тремя сословиями, по мнению Платона, гармоничны и справедливы. Действительно, между ними нет никаких противоречий, но потому только – что нет никаких и отношений. <...> Но именно этого и требует принцип разделения труда, если строго его придерживаться. Откуда, в самом деле, взяться противоречиям, если ни одно сословие не вмешивается в дела других?

Воспитать человека можно до той степени, до какой его возможно просветить.

Платон отрицает всякий общественный прогресс; по его мнению, любое изменение, любое новшество является не прогрессом, а регрессом. И это очень верная мысль: если мы живем в абсолютно совершенном обществе, то любое его изменение может быть только ухудшением; прогресс в любой области возможен только при ее несовершенстве.

Глава вторая

Генезис понятия общества и политического господства у Платона

Введение

Общество как государство

А общество, взятое под углом зрения отношений власти, – это и есть государство.

II. Социальная философия Аристотеля

Глава первая

От «Этики» к «Политике»

Дружба как форма социального общения

Условием дружбы в новом смысле слова, философски артикулированном еще у Сократа, была равная возможность каждого из участников дружеского общения свободно располагать собой, или, выражаясь юридически, вступать в отношения по поводу самого себя как личности. Таким образом, как это детально раскрыл впоследствии Аристотель в «Никомаховой этике», в дружбе сократовского типа (ее-то Аристотель и назовет «совершенной дружбой») с самого начала предполагается правовой момент: равноправие друзей. Этот аспект и придает психологическому отношению двух индивидов общезначимый характер социальной связи.

Tags: Давыдов, История теоретической социологии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments