papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. III

Литература. Язык и письменность

Песенно-повествовательное искусство: прозаический сказ

...

Как правило, сказы в жанре пиншу — это произведения эпического плана, исполняемые сказителем в течение нескольких дней, а порой и десятков дней. Известно, например, что в янчжоуском прозаическом сказе биографии героев «Речных заводей» составляют 830 тыс. иероглифов. Исполнители прозаических сказов выступают, сидя за квадратным столиком, покрытым скатертью, на которой написано или вышито имя исполнителя и название исполняемого им произведения. Из реквизита у актера лишь небольшой брусок, которым он громко стучит по столу в тех случаях, когда необходимо переключить внимание зрителя на новый поворот в сюжете, а заодно и разбудить задремавшего посетителя представления; он так и называется — «дощечка для побудки» (синму).

Особое место в прозаическом сказе занимает сказ сяншэн с заметным комедийным началом. Принято говорить о «четырех умениях», которыми должен обладать исполнитель этого жанра: говорить, подражать, смешить и петь.

Классическая проза и драма

Тема трагического конфликта между долгом и чувством и возникающего отсюда разлада в душе героя не занимает умы юаньских драматургов. Их персонажи отчетливо знают, как им надлежит поступать в трудных ситуациях, и если они уклоняются от должного образа действий, то из вполне конкретных, обычно корыстных побуждений.
Как бы сама собой разумеется и готовность пожертвовать жизнью во имя нравственного долга. Случаи морально мотивированных самоубийств в пьесах весьма многочисленны, и всегда герои умирают стоически, без жалоб. В этом не приходится искать проявления некоего «восточного фатализма», недостаточного осознания ценности человеческой жизни. Когда персонажу грозит безвинная казнь, он ропщет, вопиет к Небу о творящемся беззаконии и умирает так и не смирившись.

Демонстрация жестокости, несправедливости или в лучшем случае неэффективности судебно-карательной системы феодального Китая — одна из наиболее впечатляющих сторон «пьес о преступлениях». «Человек — подлая тварь» — это убеждение, многократно высказанное разными персонажами в разных пьесах, характеризует типичное отношение представителей власти к подданным.

Отказ от сотрудничества с властями неправедными характерен для получившего распространение в первой половине юаньского периода «конфуцианского отшельничества» (на деле часто носившего отнюдь не добровольный характер). Тема отказа доведена до логического конца в пьесе Ди Цзюнь-хоу «Цзе Цзы-туй», герой которой согласен скорее сгореть в лесном пожаре, чем пойти на службу к недостойному правителю. Такой финал должен был служить укором тем конфуцианцам, которые с течением времени (особенно после возобновления экзаменов, отмененных в начале монгольского правления) стали верой и правдой служить захватчикам.
В пьесах, в которых представлены молодые ученые, изначально предполагается, что главная цель одаренного молодого человека — занять одно из первых мест на открывающих путь к богатству и чинам экзаменах. Препятствием на пути молодого дарования становятся внешние обстоятельства или свойства его натуры. Но герой, чаще всего с помощью друзей, преодолевает их, и пьеса благополучно прибывает к счастливому финалу.

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments