papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Category:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. III

Литература. Язык и письменность

Классическая поэзия: «золотой век»

Успешная защита своих владений и завоевательные походы могущественной Тан породили направление бяньсай ши-пай — «пограничная поэзия», получившее большой общественный резонанс. Стихи воплотили личный опыт и впечатления авторов, побывавших в далеких краях и познакомившихся с особенностями военного уклада, с бытом и обычаями местных жителей. Поэты воспевали мощь китайской армии, отважных и преданных воинов и в то же время показывали тяготы армейской жизни, сочувствовали воинам, оплакивали погибших. Порой их возмущали промахи двора и безответственность генералов.

Хань Цзюй (1086?—1135), который иногда над одним стихом работал несколько лет, искал выразительные слова у предшественников, ибо ему было близко утверждение Хуан Тин-цзяня: «Каждый иероглиф в стихах имеет свой источник».

Идеи и практика чань-буддизма делали его уравновешенным, способным располагать события и возникающие проблемы в координатах высших нравственных идеалов, космического времени и пространства. У него было предельно развито чувство реальности, но при этом он никогда не позволял себе отступать от своих политических и этических убеждений. Фань Чэн-да примыкал к сторонникам активных военных действий, но воздерживался от прямого обличения капитулянтов, видел личный долг в выполнении чиновничьих обязанностей, направленных на усиление мощи государства. Во время посольской миссии на север им написано 72 четверостишия, передавших его душевные муки при виде захваченных земель и плененных соотечественников.

Чжан Ян-хао (1270—1329) после отставки писал, что народ страдает при любой династии, смеялся над чиновниками, воспевал отшельничество.

Произведения влиятельного поэта Цянь Цянь-и (1582—1664) сочетали красоту слога и строгое следование ритмическим законам танской поэзии с рассудочностью стихов династии Сун, рисовали духовный облик человека — приверженца национальных традиций и обличителя новых порядков.

События двух «опиумных» войн (1839—1842 и 1856—1860) вызвали у поэтов подъем патриотических чувств. О военных столкновениях, мужестве населения, трусости и беспомощности генералов, разложении армии писали Линь Цзэ-сюй (1785—1850), Вэй Юань (1794—1875), Чжан Вэй-бин (1780-1859). Правдиво показал жестокость агрессоров и воспел героизм павших на войне Чжу Ци (1803—1861). Историческим свидетельством стали произведения Бэй Цин-цяо (1810-1863), особенно сборник «Додо инь» («Причитания»).

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments