papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Category:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. III

Литература. Язык и письменность

Классическая поэзия

Истоки лирической поэзии. История поэзии Китая начинается с памятника «Ши цзин» («Книга/Канон песен»), который состоит из разделов «Го фэн» («Нравы царств»), «Да я» («Большие оды»), «Сяо я» («Малые оды»), «Сун» («Гимны») и содержит 305 произведений, созданных в период с XI по VII в. до н.э. (разумеется, фольклорная поэзия существовала и ранее). Традиция приписывает составление книги Конфуцию (551-479 гг. до н.э.) и утверждает, что песни собирались специальными чиновниками для того, чтобы царствующий дом мог по ним судить о настроениях подданных и результатах своего правления.

В поэме «Ли сао» рассказывается, как правитель поверил клевете и устранил поэта от дел. Гнев автора направлен на «ничтожных людишек», ложью и обманом сбивающих князя с пути легендарных мудрых правителей древности: «Не о моем несчастье говорю я: я гибели династии страшусь».

Поэт убеждается, что не только на земле, но «и в Небесном царстве правды нет».

В песне «В пятнадцать лет ушел в поход с войсками» престарелый воин рассказывает о возвращении домой, где его ждут нищета и одиночество. В песне «Чжань чэн нань» («Битва к югу от города») описание поля, устланного трупами после сражения, завершается призывом к императору прекратить военный поход.

Особое место занимает лироэпическая поэма из 353 строк «Кунцюэ дун нань фэй» («Павлины летят на юго-восток»), показывающая бесчеловечный семейный уклад, при котором судьба молодых людей всецело зависела от прихоти старших в доме. Злая свекровь разлучила молодых супругов, и они покончили с собой. Над могилами выросли два дерева, в переплетенных ветвях которых поселилось семейство птиц, чей печальный крик заставлял вспоминать о погибших. Помимо конфуцианской идеи верности супружескому долгу в поэме утверждалось право человека на счастливую любовь, на свободу чувств.

Подобные настроения порождались как даосскими представлениями, так и опасениями: жизнь пройдет, а пользы людям принести не успеешь и не сможешь проявить свои дарования.

Мировосприятие Цзи Кана было многоплановым: конфуцианские этические представления сочетались с даосской верой в принцип естественности и в возможность человека с помощью снадобий достичь долголетия, с идущим от Лао-цзы и Чжуан-цзы неприятием внешнего ритуала. Помимо воли вовлеченный в политическую борьбу, он был обвинен в отрицании конфуцианского учения и казнен. В тюрьме им была написана скорбная и мужественная поэтическая исповедь.

В трактате «Вэнь фу» («Ода изящному слову») он писал, что стихи «за чувством идут и становятся ярко изящными». В его стихах отражалось эмоциональное состояние человека, жившего в неспокойное время. За неудачу в военных действиях Лу Цзи был убит одним из князей.

Цзо Сы (252?-305?) приехал в столицу Лоян вслед за младшей сестрой, взятой во дворец, мечтал о службе, но убедился, что предпочтение отдается наследственной знати. В цикле «Юн ши ши» («Стихи на историческую тему») он писал о прошлом, но обличал современное ему общество, не желающее ценить талант людей незнатного происхождения. В стихах звучит не жалоба, а духовное превосходство над бездарными и ограниченными.

Особое место занимает большая «Му-лань ши» («Песня о Мулань») – история девушки, отправившейся на войну вместо престарелого отца. Лишь через десять лет, после возвращения отряда из похода, воины узнали, что их отважный командир — женщина. Песня внушала уважение к женщине, способной даже в трудном воинском искусстве не уступать мужчинам в умении и отваге. Духовную жизнь Севера в наибольшей степени обогатило творчество Юй Синя (513-581) и Ван Бао (5137-576), которые успешно служили Южным династиям, а затем оказались в плену у иноплеменников, где благодаря знаниям и литературному дару заняли высокие посты.

Эпоху Тан по праву называют «золотым веком» китайской поэзии. Известны имена свыше 2200 танских авторов — императоров, их приближенных, чиновников разных рангов, отшельников, монахов, монахинь, певичек. Сохранилось около 49 тыс. стихотворений.

Выделяется творчество буддийского монаха Хань-шаня, который писал стихи на бамбуковых стволах и скалах. Почитатели собрали более 300 произведений, далеких от норм принятой поэтики и служивших преимущественно выражению мироощущения чань-будцийского толка. За простотой языка, сходного с разговорным, и изображаемых ситуаций таились глубина и парадоксальность мысли, устремленной к вечному и непостижимому.

Сохранилось лишь два произведения Чжан Жо-сюя (666?-730), но каждый образованный человек знает его семисловный стих «Чунь цзян юэ е хуа» («Цветы в лунную ночь на берегу весенней реки»).

Писавший лирические песни Цяо Чжи-чжи (ум. 697) был умерщвлен за стихи, обращенные к любимой служанке, которую всесильный сановник забрал в свои покои.
...

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments