papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. II

Мифология. Религия

Шэнь [1]. В др.-кит. мифологии и космологии особая категория, в известной

мере соответствующая понятиям «дух», «божество», «душа».

В ср.-век. текстах можно найти рассуждения также о наличии шэнь [1] как особого типа «жизненной силы» в каждом из внутр. органов человека и особо — в сердце (синь [1]), к-рая представлялась в виде красной птицы (см. Чжу-няо). Согласно учению о пяти первоэлементах (у син), шэнь [1] связана с огнем; проявлением шэнь [1] в небе является жаркая погода, на земле — огонь. В поздней нар. мифологии шэнь [1] обычно просто добрые духи, божества.

Шэнь-нун (Божественный земледелец) — в др.-кит. мифологии один из центр, культурных героев, с именем к-рого связывается начало земледелия, мудрый правитель.

По преданию, жители Байминьго (Царство белых людей) поднесли Шэнь-нуну животное яо-шоу («лекарственный зверь»). Когда кто-нибудь заболевал, стоило только погладить зверя по спине и сказать ему об этом, как он тут же мчался в поля и приносил в зубах нужную для исцеления траву. Однажды Шэнь-нун проглотил стоножку, каждая нога к-рой превратилась в червя, и умер.

В поздней народной мифологии Шэнь-нун — один из триады мифич. государей (сань хуан) — покровителей медицины. Иногда он именуется Яо-ваном (Царь лекарств).

Шэнь сяо — «[учение] о Божественном небе». Религ. система, провозглашенная гос. вероучением последним монархом империи Сев. Сун (960—1127) — Хуй-цзуном (1101—1126) в ходе проведенной им масштабной идеологич. реформы (1112—1119).

Провозглашение шэнь сяо гос. вероучением сопровождалось серией акций, направленных на повышение авторитета даосизма и уничижение буд. церкви.

Буд. монастыри были поставлены (1117) под контроль светской администрации и новоявленной гос. религии. По указу от 1119 было приказано именовать буд. монахов дао ши, одеяния буд. духовенства полностью заменить на даос, облачение, а Будду титуловать Да-цзюэ-цзинь-сянь (Золотой бессмертный великого пробуждения). Подобное уничижение буд. церкви было вызвано еще и тем, что буддизм стал исповедоваться в соседних с империей Сун и враждовавших с нею киданьском и тангутском гос-вах Ляо (916-1125) и Си Ся (Западное Ся, 1032-1227). Одновременно указы Хуй-цзуна показывают, что светские власти считали себя вправе не только принципиально изменять гос. религию, но и «менять вероисповедание» центр, божеств.

Весной 1127 конница чжурчжэней осадила столицу (на месте совр. г. Кайфэн, пров. Хэнань), власти подписали безоговорочную капитуляцию. Хуй-цзун и его сын сдались в плен и были увезены на древнюю родину чжурчжэней, где прожили еще неск. лет на положении местных удельных князей

Шэ-цзи — духи земли (Шэ) и духи злаков (Цзи).

Жертвоприношение духам земли и злаков совершалось для испрошения благополучия вселенной и для выражения благодарности за их благодетельные действия, т.к. без земли человеку не на чем было бы стоять, а без хлеба ему нечем было бы кормиться. Поскольку земля огромна и ее нельзя чтить повсюду, для чествования ее насыпали жертвенник из земли (шэ [3]). Точно так же, ввиду того что каждому из злаков, при их многочисленности, поклоняться невозможно, жертвоприношения совершались в честь осн. и древнейшей культуры — проса (цзи [14]).

Злаки и земля общими силами питают человека, поэтому жертвы приносились им совместно.

Юй, Да Юй (Великий Юй), Ся Юй (Сяский Юй). В др.-кит. мифологии культурный герой, усмиритель потопа.

Отец Юя потерпел неудачу, борясь с потопом, и был казнен за это.

Верховный владыка (Шан-ди) приказал Юю завершить дело отца, дав ему сижан — «саморастущую землю».

Юй приказал выдать народу рис и сеять его в низинах, установил перечень и размер податей с разных местностей страны.

Государь Шунь, восхищаясь мудростью и трудолюбием Юя, передал ему престол, и Юй стал основателем легендарной дин. Ся. Его атрибутами считались уровень и веревка, всегда находившиеся у него слева, а также циркуль и угольник, находившиеся справа.

Юньган-сы (Храм Заоблачных высей) — скальный монастырь, расположенный в пров. Шаньси. Самый крупный и самый древний пещерный храмовой комплекс в горах Китая. Основан в 460, завершен в 524.

На строительство столицы Пинчэн и скального пещерного комплекса Юньган императоры дин. Сев. Вэй мобилизовали все ресурсы страны. 30 тыс. семей чиновников и крестьян были вывезены из Лянчжоу (Ланьчжоу), 100 тыс. были переселены из Шаньдуна, Чанъани и др. мест. Буд. община-сангха (сэн) столицы пополнилась знающими монахами. На строительство монастыря были привлечены лучшие архитекторы, скульпторы и художники со всего Китая. Глава буд. сангхи Фа-го объявил, что «император прозорлив и любит буддизм, поскольку он и есть Будда во плоти». Эта концепция сыграла решающую роль в распространении кит. буддизма.

В соответствии с заявленной концепцией статуя Будды Шакьямуни из пещеры № 16 представляла царствующего имп. Вэнь-чэна. В виде будды Майтрейи в пещере № 17 был изображен принц Цзин-му, к-рый умер, не взойдя на трон. Образы будд из пещер № 18—20 представляли императоров Тай-у, Мин-юаня и Дао-у.

Юэ-ся лао-жэнь (Подлунный старец) — в поздней кит. мифологии божество бракосочетаний.

Начало культа этого божества связано с преданием о том, что в эпоху Тан (VII—X вв.) некий человек по имени Вэй Гу встретил старца, при лунном свете листающего какую-то книгу. На вопрос о ней старец ответил, что это книга супружества в Поднебесной. Тогда Вэй Гу спросил, что за красные нити у старца в мешке. Оказалось, ими связывают ноги будущих супругов, независимо от их положения и местонахождения в данный момент. Тогда Вэй Гу поинтересовался, где его будущая жена. Старик ответил, что это дочка старухи Чэнь, к-рая торгует овощами. Вэй Гу захотел посмотреть на нее, и старик привел его на базар, где он увидел слепую старуху с трехлетней девочкой на руках. Вэй Гу решил убить девочку, но посланный им слуга только ранил ее. Прошло 14 лет, и правитель области, увидев, что Вэй Гу очень способный, решил Отдать ему в жены свою красивую племянницу. Когда Вэй Гу поинтересовался, откуда у нее шрам в междубровии, она рассказала, что родители ее умерли и ее воспитала кормилица, к-рая торговала овощами, а однажды какой-то человек ударил ее ножом. И Вэй Гу понял, что воле Неба нельзя противиться. С тех пор будто бы началось почитание Юэ-ся лао-жэня.

Янь-гуан нян-нян (Матушка зрения), Янь-гуан, Янь-гуан пуса (Бодхисаттва зрения; см. Пуса). В поздней кит. нар. мифологии богиня зрения, исцелительница глазных болезней, а также охранительница от них.

Ее рисовали с человеческим глазом в руках или в чашке, стоящей у нее на коленях

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments