Мифология. Религия
…
Шан-ди (Верховный владыка/Высший владыка/Владыка, [находящийся на самом] верху)
…
В наст, время существует неск. версий семантики образа Шан-ди. Согласно одной из них, пиктограмма ди [ 1] есть изображение некоего священного небесного растения. Следовательно, Верховный владыка либо сам являлся ураническим божеством, либо же его образ произошел от образа более древнего уранического божества, впоследствии осмысленного в качестве божеств, прародителя иньцев. В др. версии доказывается, что иероглиф ди [1] следует понимать в его абстрактном значении — «связывать нечто или кого-то друг с другом», а образ Шан-ди есть олицетворение группы божеств, обеспечивавших единство этнокультурных групп и объединений, вошедших в состав Шан-Инь. Предпринимается также попытка связать образ Шан-ди с иньскими анимистическими представлениями: верой в мифич. дерево ди му (Древо владык), на ветвях к-рого обитают усопшие цари. Царь-первопредок находится на самой вершине этого дерева, что и зафиксировано в его титуле (шан [2] может означать как «высший» в смысле «самый главный», так и «находящийся на самом верху»).
…
После появления в Китае европ. миссионеров в их проповедях ив переводах Библии на кит. яз. термин Шан-ди стал использоваться для обозначения христианского понятия «Бог» (см. «Тянь-чжу ши и»; «Тянь-шэнь хуй кэ»).
…
Ши шань — «десять [заповедей] добра» / «десять добродетелей», буд. аналог христианских десяти заповедей, исполнение к-рых должно избавлять от грехов и приводить к кармическому (е [1]) перерождению в лучшем статусе среди людей или небожителей
…
<.....> что основывалось на исполнении «десяти [заповедей] добра» (дашакушала) по недопущению «десяти зол» (ши э), т.е. грехов (акушала, душкарита, ашубха): 1) убийства живого (ша шэн), 2) воровства и грабежа (шоу дао), 3) прелюбодеяния и разврата (се инь), подразумевающих вступление в сексуальные отношения, ненадлежащие по объекту, способу, месту и времени, 4) обманной речи (ван янь) как введения в заблуждение путем словесного искажения истинного знания, которым располагает обманываемый, 5) словоблудия (лян шэ) как противоречивой (букв, «двуязыкой») болтовни, смешивающей истину и ложь, 6) сквернословия (э коу) как «злоречия», причиняющего страдания другому, 7) пустословия (ци юй) как создания иллюзий у того, кто не имеет истинного знания о сообщаемом, т.е. прежде всего велеречивого хвастовства, обольстительного пения, бессмысленного причитания и распространения сплетен, 8) алчности и пристрастности (тань юй) как ненасытных стремлений и желаний обладать понравившимися вещами, 9) гневливости и раздражительности (чэньхуй) как озлобленности на внешний мир, 10) неправедных взглядов (се цзянъ). Первые три заповеди касаются прегрешений плоти, следующие четыре — уст, последние три — мысли,,в целом составляющих три вида дурного (грешного) поведения: телесного, вербального, ментального.
озлобленность на внешний мир...
…
«Ши эр мэнь лунь» (санскр. «Двадаша-двара-шастра», «Двадаша-мукха-шастра», «Двадаша-никая-шастра» — «Шастра/Суждения о двенадцати вратах»).
…
Первые «врата» трактата посвящены обоснованию понятия «пустоты» через причинную обусловленность, благодаря к-рой все дхармы (фа [1]) лишены собств. природы, не являются самосущими. Хотя вещи и не имеют «самосущего», они не производятся и благодаря «иносущему» (та син), поскольку в таком случае объекты были бы одинаковы, напр, трава и циновка. Также невозможно одновременное существование причины и следствия, поскольку причина первична по отношению к следствию и исчезает вместе с тем временным моментом, в к-ром она существует. Возникает логич. противоречие: дхармы (т.е. вещи) существуют благодаря причинности, в то же время причинность не может определять следствие, поскольку каждое из них существует в свой временной момент. Это значит, что причинность «пуста», как «пусты» и произведенные ею вещи. Нирвана (непань) также причинно обусловлена и поэтому «пуста». Все сотворенные и несотворенные вещи, а также «я», самость (во) суть «пустота»
если прошлое влияет, то где оно?
…
Собств. природа вещей «пуста» и потому, что они находятся в постоянном изменении и движении. Если бы вещи обладали собств. природой, то не было бы изменений.
…
В десятой главе-«вратах» отрицается существование Бога-творца, Ишвары. Ибо если есть Бог-творец, то все твари должны быть его подобием. Но тогда невозможно обосновать существование страдания, и поклоняющиеся Богу должны были бы испытывать только радость, но в действительности это не так. Кроме того, если Бог является самосущим, то он ни в чем не нуждается и сотворение мира лишено смысла, подобно игре ребенка. Если Бог — причина творения, то кто является творцом Бога?
…