papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. II

Мифология. Религия

Цин-лун, Цан-лун (Зеленый дракон, Лазурный дракон)

По словам совр. специалиста Чжан Кай-чжи (2006), дракон «стал духовным символом подъема в кит. культуре». Археологические открытия кон. XX в., обнаружившие изображения дракона из нефрита, раковин и на керамике 6—4-тысячелетней давности, свидетельствуют о синхронности возникновения этого образа с возникновением самой кит. культуры. Как показали исследования подобных артефактов (напр., Сунь Шоу-дао, Го Да-шунь, 1984), в основе образа дракона открылись черты самого древнего и распространенного домашнего животного — свиньи. В 1988 в уезде Пуян пров. Хэнань была раскопана могила пожилого мужчины, жившего за 6 тыс. лет до настоящего времени, по бокам от скелета к-рого двухстворчатыми раковинами выложены изображения повернутых спинами друг к другу тигра (с западной стороны головой на север, хвостом на юг) и дракона (с восточной стороны также головой на север, хвостом на юг), названного «первым кит. драконом» и являющегося явным прототипом Цин/Цан-луна, что также подтверждает изображение центрального созвездия Ковша (Доу, или Северного Ковша — Бэй-доу, т. е. Большой Медведицы) в ногах скелета.

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments