papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Category:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. II

Мифология. Религия

Цай-шэнь — «бог/дух богатства», «боги/духи богатства» (см. Шэнь [1]). В поздней кит. нар. мифологии боги богатства. Цай-шэней особо почитали торговцы. Цай-шэни, как и кит. чиновники, делились на гражданских и военных.

Цзэн-фу цай-шэнь нередко входит в свиту более значит, бога богатства наряду с Ли-ши сянь-гуанем (Бессмертный чиновник торговых прибылей) и Чжао-цай тун-цзы (Отрок, призывающий богатства). К свите цай-шэня принадлежат также бог монет Лю Хай и бессмертные двойники Хэ-Хэ.

Бессмертный чиновник торговых прибылей...

Цзао-ван (Князь очага), Цзао-шэнь (Бог очага), Цзао-цзюнь (Повелитель очага), Цзао-пуса (Бодхисаттва очага), Дун-чу сы мин-чжу (Повелитель судеб восточного [угла] кухни) — в кит. мифологии популярное божество домашнего очага. Само слово «очаг» (цзао [1]) ранее записывалось иероглифом, графически изображающим пещеру с сидящей в ней лягушкой.

В различные эпохи существовали разные версии происхождения Цзао-вана. В позднеср.-век. фольклоре в Цзао-вана превратился некий бедный лентяй Чжан, к-рый кормился за счет жены. Под Новый год жена послала его к своим родителям за рисом, а те, жалея бедствующую дочь, положили на дно мешка серебро. Лентяю надоело тащить тяжелую ношу, и он отдал мешок встречному нищему. Разъяренная жена забила его насмерть, но т.к. дело было в новогоднюю ночь, временно закопала труп под очагом. Сожалея о содеянном, она потом повесила над очагом поминальную табличку с именем мужа и стала молиться перед ней. С тех пор обычай почитания Чжана в качестве Цзао-вана распространился, по преданию, по всему Китаю.

временно закопала...

«Цзе шэнь ми цзин» (санскр. «Сандхи-нирмочана-сутра» — «Сутра, раскрывающая глубокие тайны»/«Сутра глубокого анализа тайн»/«Сутра глубокой тайны освобождения-мокша»), др. назв. (с перестановкой двух первых иероглифов) — «Шэнь цзе ми цзин».

В сутре изложена доктрина «только сознания/сознавания» (виджняна-матра, читта-матра, вэй ши), согласно к-рой «абсолютная истина» (парамартхасатья, шэн и ди) состоит в том, что дхармы (фа [1]) всего сущего содержатся и производятся в «сознании-хранилище» (алая-виджняна, алайе ши), т.е. представляют собой продукты психики, или «сердца/ сознания» (читта/хрид/хридая, синь [1]). Рассматриваются три аспекта, или «три природы» (трилакшана, сань син), дхарм и делается вывод о тройном отсутствии собств. природы у жизней/рождений (джати, шэн [2]), явлений/феноменов (лакшья, сян [1]) и самого абсолюта (парамартха, шэн и), т.е. его «пустоте» (шуньята, кун [1]) и «отсутствии я» (анатман, у во) у всех дхарм. Поэтому «внутреннее свидетельство о действии (син [3]) неявляемого/ внефеноменального (анимитта, у сян) не может быть высказано в словах и лишено проявлений, а прекращающая все споры абс. истина — превосходящее все восприятия (витарка, сюнь [5]) и мысли (четана/чинт, сы [2]) явление», к-рое даже «не поддается вере (шраддха, синь [2]) и разъяснению (цзе [2])» (цз. 1).

Цзин [1] — кит. термин «канон» (см. Цзин—вэй; Цзин-сюэ), принятый для перевода санскр. «сутра».

Со временем в буддизме сформировалась «теория двух ночей», согласно к-рой от ночи пробуждения до ночи отхода в нирвану (непань) Будда вообще не произнес ни одного слова, но его сознание, подобное ясному зеркалу, отражало все проблемы, с к-рыми к нему приходили люди, и давало им безмолвный ответ. Этот ответ и был вербализован в виде разных сутр. Т.о., доктрины всех сутр условны (конвенциональны) и имеют смысл лишь в контексте того «вопрошания», к-рое вызвало их к жизни.

Цзин [3]. Исходное значение — «очищенный рис», отсюда «эссенция», «экстракт», «сперма» (см. Цзин [3] в т. 1).

Согласно даос, концепции, в момент рождения человека образуется дух (шэнь [1]), являющийся как бы душой, путем соединения идущего извне жизненного дыхания с субстанцией цзин [3]. Со смертью человека цзин [3] исчезает. Воспроизводство цзин [3] происходит в цзин ши («комната цзин») — вблизи т.н. «нижнего киноварного поля» (дань тянъ) — напротив пупка, на уровне 9[?]-го позвонка (по др. версии — в почках). Когда цзин [3] мало, человек болеет; когда цзин [3] исчезает, наступает смерть.

«Цзинь ган божэ боломи цзин», «Цзинь ган божэ цзин» (санскр. «Ваджраччхедика-праджняпарамита-сутра» — «Праджняпарамита-сутра, рассекающая неведение подобно удару громового скипетра», «Сутра о запредельной премудрости, отсекающей заблуждения алмазным скипетром», сокр. «Алмазная сутра»). Одна из наиболее знаменитых и почитаемых сутр в буддизме махаяны (да шэн).

Сутра написана в форме диалога между Буддой и его учеником Субхути, в к-ром последовательно проводится мысль о том, что в опыте мы имеем дело не с реальностью, а с ее наименованиями, т.е. ментальными конструктами. Истинная реальность не может быть описана и обозначена, она по своей природе несемиотична, недоступна для языкового выражения. Все описываемое не есть реальность, и все реальное не может быть выражено в языке и представлении. Как и в др. праджняпарамитских текстах, в «Алмазной сутре» присутствуют многочисл. повторы и ошеломляющие парадоксы, специально предназначенные для активного трансформирующего воздействия на психику воспринимающего ее человека

В действительности все живые существа являются буддами и изначально пребывают в нирване (непань). Только неведение порождает мираж сансарического существования. Эту истину постигает бодхисаттва, осознавая, что с т.зр. абс. истины спасать некого и не от чего. Вместе с тем — на уровне относительной истины — он стремится спасать эмпирически наличные живые существа.

...

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments