papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. II

Мифология. Религия

Хуан-ди (Желтый предок/государь/император) —в др.-кит. мифологии культурный герой.

Хуан-ди приписывается изобретение топора, ступки, лука и стрел, платья и туфель. Он научил людей отливать колокола и треножники, рыть колодцы, мастерить телеги и лодки, нек-рые музыкальные инструменты (считалось, что он сделал чудесный барабан из шкуры бога грома). С его именем традиция связывает также продолжение деятельности Шэнь-нуна по определению лекарств, свойств растений и начало врачевания и медицины как науки (первый мед. трактат древнего Китая назван «Хуан-ди нэй цзин» — «Книга Хуан-ди о внутреннем», III—I вв. до н.э.).

шкура бога грома...

По нек-рым источникам, Хуан-ди первый установил различия в одежде для мужчин и женщин («Хуайнань-цзы», II в. до н.э.; см. в т. 1).

«Хуа янь цзин» (санскр. «Аватамсака-сутра» — «Сутра о величии цветка», «Сутра цветочной гирлянды»).

Центр, идея сутры — утверждение, что Будда в «теле Дхармы» (дхармакая, кит. фа шэнь) является субстратом всего сущего, причем данное положение, характерное для махаянистских школ, выражено здесь эксплицитно, без всяких оговорок: все миры прошлого, настоящего — не что иное, как будда Вайрочана, символ «тела Дхармы». Все сущее, в т.ч. и Будда Шакьямуни, — эманации Вайрочаны: «Тела всех живых существ полностью входят в одно тело (т.е. „тело Дхармы". — А.И.), из одного тела исходят бесчисленные тела; неисчислимые кальпы (цзе [1]) входят в одно мгновение, одно мгновение входит в неисчислимые кальпы».

Хун-жэнь, мирская фамилия Чжоу, посмертное имя Да-мань-чань-ши. 600/601, уезд Хуанмэй окр. Цичжоу (совр. Цичунь пров. Хубэй), — 26.11.674, там же. 5-й патриарх буд. школы чань-цзун (см. также Чань-сюэ; Чань школа), наставник Хуй-нэна и Шэнь-сю, ставших во главе двух направлений классич. чань-буддизма — «южного» (нань цзун) и «северного» (бэйцзун).

Предпочтение прямого прозрения совершенной природы собств. сознания (сердца), не нуждающегося в к.-л. культурном или религ. опосредовании, было связано у Хун-жэня как с постепенной переориентацией от «Ланкаватара-сутры» («Жу Лэнцзя цзин») в качестве базового доктринального текста к «Алмазной сутре» («Цзинь ган божэ боломи цзин»), так и с верой в то, что «для будд [всех] трех времен (сань ши) [прошлого, настоящего и будущего] собственное сердце является учителем», «все будды сообщаются только от сердца к сердцу» и «сердце является корнем [всех] сутр двенадцати разделов (ши эр бу цзин)» Трипитаки («Сань цзан» — «Три корзины/сокровищницы»; см. «Да цзан цзин» — «Великая сокровищница канонов»). Поэтому для того чтобы стать буддой, достаточно постичь изначальную буддовость (фо син) собств. природы и «сохранять истинное сердце» (шоу чжэнь синь)

У Хун-жэня было множество учеников, 25 из них описаны в историч. источниках.

Хунь. В кит. мифологич. представлениях душа (наряду с по, лин [1] и др.).

Считалось, что душа хунь связана с силами ян [ 1], а душа «о — с инь [ 1] (см. Инь—ян, а также Хунь по в т. 1). Душа хунь управляет духом человека, а по — его телом. Предполагали, что после смерти человека хунь улетает на небо, а по уходит в землю или рассеивается.

Предполагали, что с помощью особой церемонии можно заставить душу хунь своего умершего предка покинуть загробный мир, выйти из мира мрака и подняться в сияющее небо во дворец Южной вершины, чтобы стать бессмертным (сянь [1]). В этом «раю» посреди дворца бьет источник жидкого огня, в к-ром купаются души. Их плоть там растворяется, и, когда они выходят из источника, Верховный владыка создает для них «новое жизненное тело».

Хунь-дунь / Хунь-тунь — в др.-кит. мифологии: 1) первозданный хаос; первоначально хунь-дунь — это водяной хаос, для к-рого характерен полный мрак, напоминающий взболтанное содержимое куриного яйца; 2) некое живое существо с признаками первозданной нерасчлененности. В книге «Чжуан-цзы» (IV в. до н.э.) говорится, что Хунь-дунь — это бог середины, у к-рого часто встречались бог Южного моря Шу и бог Северного моря Ху. Они задумали отблагодарить Хунь-дуня за доброту и сказали: «У всех людей есть семь отверстий [в голове], чтобы видеть, слышать, есть и дышать, и только у Хунь-дуня нет ни одного». Они принялись сверлить отверстия, делая каждый день по одному, но Хунь-дунь умер; <......>.

Хэн, Ха — стражи дверей в буд. храмах. Назв. объясняется звукоподражанием. В народе считали, что один пугает, с силой выдыхая воздух через нос, от чего получается звук хэн, а другой — через рот, что производит звук ха.

По одной из версий, это два легендарных воеводы Чжэн Лунь и Чэнь Ци. Чжэн Лунь был военачальником у последнего шан-иньского вана Чжоу-синя (XII/XI вв. до н.э.). По преданию, бессмертный (сянь [1]), обитавший на зап. склоне горы Куньлунь, к-рого Чжэн Лунь (Хэн) избрал своим учителем, передал ему «два носовых воздуха», так что при выдыхании из его носа исходил звук, подобный колокольному звону и из ноздрей испускались два луча белого цвета, способных втянуть человеческую душу. Предполагается, что во время войны между дин. Шан-Инь и Чжоу этим способом побеждал в сражениях Чжэн Лунь. Он продолжал использовать его и впоследствии, когда был назначен полководцем дин. Чжоу, и делал это до тех пор, пока ему не пришлось столкнуться с шан-иньским военачальником Цзинь Да-шэном. Да-шэн был оборотнем (цзин [3]) быка и образовал у себя в желудке безоар величиной с чайную чашку, к-рый он выбрасывал с громом. Этим-то безоаром он угодил Луню прямо в лицо и поранил ноздри, тот споткнулся и был разрублен Да-шэном пополам. Чэнь Ци также был военачальником у шан-иньского вана Чжоу-синя и, получив от одного мага тайный рецепт, образовал в желудке полосу желтого воздуха. Когда он дул, то из его рта вырывался смертоносный газ, поражавший людей. Таким образом он побеждал в сражениях с чжоусцами, но однажды в бою был насмерть пронзен копьем. После падения дин. Шан-Инь оба воеводы стали именоваться комендантами ворот Сиши, распространителями учения и хранителями талисмана с титулами духов Хэн и Ха.

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments