Мифология. Религия
…
Хуан-ди (Желтый предок/государь/император) —в др.-кит. мифологии культурный герой.
…
Хуан-ди приписывается изобретение топора, ступки, лука и стрел, платья и туфель. Он научил людей отливать колокола и треножники, рыть колодцы, мастерить телеги и лодки, нек-рые музыкальные инструменты (считалось, что он сделал чудесный барабан из шкуры бога грома). С его именем традиция связывает также продолжение деятельности Шэнь-нуна по определению лекарств, свойств растений и начало врачевания и медицины как науки (первый мед. трактат древнего Китая назван «Хуан-ди нэй цзин» — «Книга Хуан-ди о внутреннем», III—I вв. до н.э.).
шкура бога грома...
…
По нек-рым источникам, Хуан-ди первый установил различия в одежде для мужчин и женщин («Хуайнань-цзы», II в. до н.э.; см. в т. 1).
…
«Хуа янь цзин» (санскр. «Аватамсака-сутра» — «Сутра о величии цветка», «Сутра цветочной гирлянды»).
…
Центр, идея сутры — утверждение, что Будда в «теле Дхармы» (дхармакая, кит. фа шэнь) является субстратом всего сущего, причем данное положение, характерное для махаянистских школ, выражено здесь эксплицитно, без всяких оговорок: все миры прошлого, настоящего — не что иное, как будда Вайрочана, символ «тела Дхармы». Все сущее, в т.ч. и Будда Шакьямуни, — эманации Вайрочаны: «Тела всех живых существ полностью входят в одно тело (т.е. „тело Дхармы". — А.И.), из одного тела исходят бесчисленные тела; неисчислимые кальпы (цзе [1]) входят в одно мгновение, одно мгновение входит в неисчислимые кальпы».
…
Хун-жэнь, мирская фамилия Чжоу, посмертное имя Да-мань-чань-ши. 600/601, уезд Хуанмэй окр. Цичжоу (совр. Цичунь пров. Хубэй), — 26.11.674, там же. 5-й патриарх буд. школы чань-цзун (см. также Чань-сюэ; Чань школа), наставник Хуй-нэна и Шэнь-сю, ставших во главе двух направлений классич. чань-буддизма — «южного» (нань цзун) и «северного» (бэйцзун).
…
Предпочтение прямого прозрения совершенной природы собств. сознания (сердца), не нуждающегося в к.-л. культурном или религ. опосредовании, было связано у Хун-жэня как с постепенной переориентацией от «Ланкаватара-сутры» («Жу Лэнцзя цзин») в качестве базового доктринального текста к «Алмазной сутре» («Цзинь ган божэ боломи цзин»), так и с верой в то, что «для будд [всех] трех времен (сань ши) [прошлого, настоящего и будущего] собственное сердце является учителем», «все будды сообщаются только от сердца к сердцу» и «сердце является корнем [всех] сутр двенадцати разделов (ши эр бу цзин)» Трипитаки («Сань цзан» — «Три корзины/сокровищницы»; см. «Да цзан цзин» — «Великая сокровищница канонов»). Поэтому для того чтобы стать буддой, достаточно постичь изначальную буддовость (фо син) собств. природы и «сохранять истинное сердце» (шоу чжэнь синь)
…
У Хун-жэня было множество учеников, 25 из них описаны в историч. источниках.
…
Хунь. В кит. мифологич. представлениях душа (наряду с по, лин [1] и др.).
…
Считалось, что душа хунь связана с силами ян [ 1], а душа «о — с инь [ 1] (см. Инь—ян, а также Хунь по в т. 1). Душа хунь управляет духом человека, а по — его телом. Предполагали, что после смерти человека хунь улетает на небо, а по уходит в землю или рассеивается.
…
Предполагали, что с помощью особой церемонии можно заставить душу хунь своего умершего предка покинуть загробный мир, выйти из мира мрака и подняться в сияющее небо во дворец Южной вершины, чтобы стать бессмертным (сянь [1]). В этом «раю» посреди дворца бьет источник жидкого огня, в к-ром купаются души. Их плоть там растворяется, и, когда они выходят из источника, Верховный владыка создает для них «новое жизненное тело».
…
Хунь-дунь / Хунь-тунь — в др.-кит. мифологии: 1) первозданный хаос; первоначально хунь-дунь — это водяной хаос, для к-рого характерен полный мрак, напоминающий взболтанное содержимое куриного яйца; 2) некое живое существо с признаками первозданной нерасчлененности. В книге «Чжуан-цзы» (IV в. до н.э.) говорится, что Хунь-дунь — это бог середины, у к-рого часто встречались бог Южного моря Шу и бог Северного моря Ху. Они задумали отблагодарить Хунь-дуня за доброту и сказали: «У всех людей есть семь отверстий [в голове], чтобы видеть, слышать, есть и дышать, и только у Хунь-дуня нет ни одного». Они принялись сверлить отверстия, делая каждый день по одному, но Хунь-дунь умер; <......>.
…
Хэн, Ха — стражи дверей в буд. храмах. Назв. объясняется звукоподражанием. В народе считали, что один пугает, с силой выдыхая воздух через нос, от чего получается звук хэн, а другой — через рот, что производит звук ха.
…
По одной из версий, это два легендарных воеводы Чжэн Лунь и Чэнь Ци. Чжэн Лунь был военачальником у последнего шан-иньского вана Чжоу-синя (XII/XI вв. до н.э.). По преданию, бессмертный (сянь [1]), обитавший на зап. склоне горы Куньлунь, к-рого Чжэн Лунь (Хэн) избрал своим учителем, передал ему «два носовых воздуха», так что при выдыхании из его носа исходил звук, подобный колокольному звону и из ноздрей испускались два луча белого цвета, способных втянуть человеческую душу. Предполагается, что во время войны между дин. Шан-Инь и Чжоу этим способом побеждал в сражениях Чжэн Лунь. Он продолжал использовать его и впоследствии, когда был назначен полководцем дин. Чжоу, и делал это до тех пор, пока ему не пришлось столкнуться с шан-иньским военачальником Цзинь Да-шэном. Да-шэн был оборотнем (цзин [3]) быка и образовал у себя в желудке безоар величиной с чайную чашку, к-рый он выбрасывал с громом. Этим-то безоаром он угодил Луню прямо в лицо и поранил ноздри, тот споткнулся и был разрублен Да-шэном пополам. Чэнь Ци также был военачальником у шан-иньского вана Чжоу-синя и, получив от одного мага тайный рецепт, образовал в желудке полосу желтого воздуха. Когда он дул, то из его рта вырывался смертоносный газ, поражавший людей. Таким образом он побеждал в сражениях с чжоусцами, но однажды в бою был насмерть пронзен копьем. После падения дин. Шан-Инь оба воеводы стали именоваться комендантами ворот Сиши, распространителями учения и хранителями талисмана с титулами духов Хэн и Ха.
…